* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Trebuchet MS'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Trebuchet MS'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Body Text {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Акиньшина И.А.

         Изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро приспосабливаться к новым условиям, находить нестандартные решения возникающим проблемам.

          Чтобы сформировать данные умения у студентов, педагогу необходимо применять современные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения.

          Повышению качества обучения русскому языку способствует использование технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня на уроках русского языка педагог должен научить учиться.  Кроме этого важно, чтобы обучающиеся умели думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески, т.е. осуществляли творчески-продуктивную деятельность.

    Эффективность личностно-ориентированного урока видна, если у обучающихся положительный настрой на работу, если они формулируют тему и ставят цель, работают по плану, применяют свой жизненный опыт, умеют связать прошлый опыт с новым знанием. Для большего эффекта педагогу необходимо сотрудничать с обучающимися, сочетать фронтальную работу с групповыми формами деятельности.

           В своей работе преподаватель русского языка обязан применять личностно-ориентированный подход, используя технологии уровневой дифференциации, проблемное обучение. Языковед должен не увеличивать объем заданий, а стараться разнообразить их, быть консультантом при групповой работе по составлению детьми текстов диктантов, карточек-заданий по изученным орфограммам, обобщающих таблиц по темам и разделам русского языка, по написанию сочинений, индивидуальных заданий для обучающихся, испытывающих трудности в изучении языка.

          Одним из эффективных путей повышения грамотности обучающихся является формирование умения составлять алгоритм применения правил и таблиц обобщающего характера. Применяя алгоритмы, обучающихся приобретают навыки применения правил, что облегчает усвоение орфограмм. Новизна, удивление от открытия нового знания должны всегда присутствовать на уроке, потому что это  приучает его самостоятельно работать, решать поставленные на уроке задачи, находить нестандартные ответы на нестандартные задания.

         Этому способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Технология проблемного обучения придает обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Такие уроки помогают обучающемуся быть исследователем, первооткрывателем в процессе своего труда. Благодаря этому формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Обучающиеся начинают с легкостью фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

        Эта технология эффективна при объяснении новой темы. Когда ставится проблема, появляется вопрос для исследования. Опыт учителей-языковедов показывает, что  проблемное название урока устраняет однообразие, повышает интерес учащихся. Например, «После бала» - это рассказ о любви или жестокости?» или  «Герасим победитель или покоренный?» Как результат такой работы - углубление уровня понимания, формирование информационной и учебно-познавательной компетентности.

Системно-деятельностный подход развивает  личность, способствует формированию гражданской идентичности. Развитие следует за обучением.                          

         В своей практической деятельности языковедам необходимо использовать элементы технологий деятельностного типа, таких, как информационно-коммуникативную технологию, технологию проектов, модульного обучения, мастерской педагога, технологии по здоровьесбережению.

          Работа по методу проектов является сложным уровнем педагогической деятельности и  предполагает высокий профессиональный уровень преподавателя. Проектная деятельность формирует и развивает у обучающихся поисковые (исследовательские), рефлексивные умения, работу в команде, навыки самостоятельности, а также умения грамотно представлять и защищать свою проектную работу. На уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе по предметам нужно помогать учащимся как в групповой, так и в индивидуальной форме создавать интересные проекты. У обучающихся сразу же повышается интерес к изучаемому предмету.

    Считается, что проектная деятельность - лучший способ совместить самостоятельную  работу обучающихся с применением современных информационных технологий и личностно-ориентированного обучения.

Метод проектов эффективен при проверке домашнего задания на уроке в форме сообщения или доклада, при изучении новой темы в форме защиты реферата, выполнения творческой работы в форме презентации, сочинения, создания сборников.

          Мастерская педагога (или педагогическая мастерская) - технология проведения нестандартной формы урока. Принципы построения данной мастерской в том, что мастер в атмосфере доброжелательности, открытости,  сотворчества заставляет заработать эмоции школьника, чувства, проявить личную заинтересованность ребенка в изучении темы.

Особенностью мастерской является то, что преподаватель нужен ученикам лишь тогда, когда их самостоятельный поиск не завершается открытием. Когда обучающийся начинает сравнивать свои имеющиеся знания по какому-то вопросу с  новым знанием, которое он  приобрел самостоятельно, то тогда он верит в свои возможности,  раскрывается.

          Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. Здесь  учащийся много пишет, читает, и поэтому учитель должен уделять особое внимание сохранению здоровья ученика. Следовательно, применять здоровьесберегающие технологии.

Важно начать с главного момента - организации урока. Учитывая динамику внимания учащихся,  необходимо строить урок так, чтобы при чередовании разных видов работ учитывалось время для каждого задания. Чтобы избежать усталости учащихся, нужно чередовать виды работ: работа с учебником, работа у доски, самостоятельная работа, работа в группе и т.д. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху.

        Применение гибких вариативных форм построения учебного процесса способствует налаживанию индивидуального дозирования объёма учебной нагрузки и рациональное её распределение. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся. Различные задания на перегруппировку,  на распознавание и  поиск ошибок, задания с выбором ответа (тесты)  позволяют избежать усталости. Чтобы избежать перегрузки учащихся, языковеду необходимо строго соблюдать объём всех видов работ: диктантов, изложений, а контрольные работы проводить строго по календарно-тематическому плану. На каждом уроке нужно устраивать игровые паузы, использовать зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

          Актуальной проблемой современной методики преподавания филологических дисциплин является использование информационных технологий.

Обучающиеся уже не удовлетворены только материалами учебника и словом преподавателя. Интернет-ресурсы, представляющие обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, становятся  источником накопления литературных знаний, служат средством, позволяющим осуществить литературное развитие учащегося. Новые информационные технологии создают основу для организации самостоятельной аналитической деятельности учащихся и для умения обобщать материал при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Образовательная медиатека позволяет представить самый разнообразный материал, выбрать нужную информацию, использовать извлеченный материал и применить его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

          Информационные технологии применимы на  всех типах уроков. На уроках русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования,  как презентации, тесты с использованием мультимедийного проектора.

Часто на уроках не хватает восприятия через визуальный и кинестетический каналы, а компьютер, мультимедиа аппаратура позволяют привлечь и удерживать внимание детей, т.к. воздействуют более чем на один орган чувств. Созданные обучающимися презентации можно использовать на этапе постановки цели, формулирования темы урока, при организации словарной работы, при изучении нового материала, при закреплении, на этапе рефлексии.

          Еще одна эффективная технология обучения русскому языку и литературе - интегрированные уроки. Обучающемуся на таких уроках дается широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Уроки литературы чаще всего интегрируются с предметами гуманитарной направленности, такими как история, иностранные языки, музыка, изобразительное искусство.

         Так же эффективны на уроках русского языка и литературы игровые технологии. Игра - одно из наиболее мощных средств формирования культуры поведения. Игра является способом познания окружающего мира, дает обучающемуся в доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своим поведением и манерами. На уроках русского языка и литературы можно использовать самые разнообразные виды игр: инсценировка басен И.А. Крылова, постановка сказки «Двенадцать месяцев», литературные, сюжетно-ролевые игры, учебно-игровые занятия.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

При обучении русскому языку и литературе эффективными являются следующие приемы данной технологии: кластеры, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, опорный конспект, ассоциативный ряд, мозговая атака, синквейн, «продвинутая лекция», нетрадиционные формы домашнего задания, ключевые термины, лингвистические карты, дидактическая игра, перепутанные логические цепочки, лингвистическая аллюзия (намек), работа с тестами, эссе.

       Наиболее приемлемым на уроках литературы считается такой прием, как дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка.  Поэтому при проведении такого урока необходимо познакомить ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения на уроках литературы. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

      Языковеды всегда мечтают об увлекательном, интересном, эмоциональном общении с учащимися, чувствующими слово и думающими  над ним, умеющими ощущать и воспринимать современный мир, видящими  мощь  русского языка. Использование эффективных современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

         Несмотря на все преимущества современных технологий, при их использовании, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не навредить - эти слова должны стать девизом современного учителя.

Список литературы:

Кларин

М.В.

Инновации

в

мировой

педагогике:

обучение

на

основе

исследования,

игры

и

дискуссии.

(

Анализ

зарубежного

опыта

)

Рига

,

НПЦ «

Эксперимент

»,

201

5 –

176 с.

Куницына

В.Н.

Коммуникативная

компетентность

и

коммуникативный

интеллект:

структура,

функции,

взаимоотношения.

//

Теоретические

и

прикладные

вопросы

психологии.

СПб.:

Питер,

2011.

86

с.

Капинова

Е.С.

Отбор

коммуникативного

минимума

на

основе

анализа

болгарских

и

русских

невербальных

средств

общения

[Электронный

ресурс]

//

Перспективы

науки

и

образования,

2013.

№2.

С.21-27.

Капинова

Е.С.

Биографический

метод

в

обучении

русскому

языку

студентов-

нефилологов

в

Болгарии

[Электронный

ресурс]

// Перспективы

науки

и образования,

2013.

№4. С.114-118.

Славгородская

Е.Л.

Активные

средства

организации

учебно-профессиональной

деятельности

студентов

[Электронный

ресурс]

// Перспективы

науки и

образования, 2013.

№3. С.96-105.