Эффективные способы работы на уроке с учащимися на уроке английского языка
40 минут сидеть на одном месте и сосредоточенно следить за тем, что говорит учитель, — непростая задача и для первоклашек, и для выпускников. Можно ли проводить уроки так, чтобы дети не отвлекались и понимали новые темы? Да. О простых, но эффективных способах работы в классе я хочу рассказать.
1. Игровая легенда урока и игровые задания
Любой урок можно превратить в игру. Представьте: дети заходят в класс, а там учитель в треуголке, а на фоне — музыка из «Пиратов Карибского моря». Педагог, ой простите, пират заявляет: «Мы отправляемся на поиски клада, который похитили другие пираты! Чтобы найти и забрать своё „золото“, вам придется преодолеть несколько препятствий!» Препятствия — это задания по теме урока. Клад — стикеры или леденцы.
Учитель по ходу урока может быть феей, Снежной королевой и даже Кощеем Бессмертным с Бабой-ягой. Главное — грамотно балансировать между игровым процессом и содержанием занятия. Конечно, не все уроки должны превращаться в погоню за пиратами, но использовать игровые элементы можно часто.
Игровую легенду можно придумать для любого класса, возраст тут значения не имеет. Главное — чтобы игра соответствовала интересам детей и подростков. Формат викторин и эстафет — это тоже игровой элемент. Даже во время урока русского можно устраивать эстафеты. Например, две команды, игроки которых по очереди подходят к доске и исправляют ошибки в словах.
2. Разминка
Дети в школе очень много сидят. И от этого очень сильно устают. Не бойтесь в середине урока предложить ученикам размяться и даже немножко покричать. Здесь тоже помогут игры, на этот раз — логоритмические. Вот одна из них:
Надя ела апельсин. (рисуем руками в воздухе маленький круг)
Вдруг из леса бабуин: (раскачиваемся из стороны в сторону, размахивая руками)
— Отдавай-ка апельсин! (Протягиваем открытую ладонь)
— У меня всего один! (Протягиваем руку, показывая один палец)
— А у меня ни одного! (Скрещиваем руки, показывая крест)
Стало Наде жаль его. (Изображаем плачь)
Поделили апельсин. (Делим дольки апельсина)
Стал счастливым бабуин. (Поднимаем руки вверх)
Когда дети выучат движения, ускоряйтесь: читайте стишок быстрее и быстрее. Можно регулировать громкость: например, чем быстрее показываем, тем тише говорим.
Логоритмические упражнения успешно могут стать частью уроков: они и внимание могут переключать, и помогут материал повторить, если выбрать нужный формат. Например, вы проходите гласные и согласные звуки. Договоритесь с детьми с помощью каких движений они будут их изображать. Например, гласные — левая рука вверх, правая на животе. Согласные — стоим на правой ноге, гладя себя или соседа по голове. Учитель говорит «арбуз», дети произносят первый звук «а», вскидывают левые руки вверх, а правые кладут на живот. Затем можно попросить загадать слово кого-нибудь из ребят. Можно усложнить задание и определять не первый звук в слове, а второй или третий.
3. Условные сигналы
Придумайте сигналы, которые будут использоваться только в вашем классе. Например, вы спрашиваете детей, согласны ли они с тем или иным утверждением или правилом. Чтобы не было гомона или шума, придумайте какое-то движение или звук, который означал бы согласие. Несогласие — другой знак.
Такими сигналами можно пользоваться, когда ребенок закончил самостоятельную или, например, хочет выйти в туалет. Знаки эти помогают детям сосредоточиться на том, что происходит на уроке и переключить внимание педагога на себя.
4. План урока
Всем, кто учился в школе, знакомо ощущение, будто урок длится вечно, а стрелка на часах и вовсе не двигается. Справиться с этим чувством поможет план урока. Для учеников постарше он может быть в виде определенных действий, рядом с которыми записано время на выполнение/изучение. Для младшеклассников подойдет линия с изображением цифр, где каждая цифра — этап урока. Расстояние между цифрами может быть разным, в зависимости от продолжительности того или иного этапа.
План урока помогает ребенку удерживать внимание на том, какую задачу ребенок сейчас выполняет, а также отслеживать, сколько времени осталось до конца занятия. Это понимание поможет думать не о том, когда же это все закончится, а о теме урока. Перед началом занятия надо не только нарисовать план на доске, но и обсудить его с детьми. В течение урока не забывайте зачеркивать этапы, которые вы уже прошли.
Бывают, конечно, уроки, которые сложно распланировать. В этом случае можно нарисовать фигуру, поделенную на сектора. Прошло 15 минут — один сектор зачеркнули. Когда на доске есть план урока, в классе почти никогда не звучит фраза: «А когда перемена?»
5. Индикатор динамики урока
Он нужен для обратной связи. Хотя задачи индикатора могут быть разными: он может демонстрировать, как быстро дети справились с заданием или насколько успешно они работали в группе, или просто как вели себя на уроке. Важно, чтобы учитель обращался к индикатору несколько раз за урок, чтобы ученики могли контролировать и регулировать свое поведение прямо во время выполнения заданий.
Кстати, это тоже можно превратить в игру, придумав волшебного персонажа. Я на уроках рисую мордочку улыбающегося кота — зовут его вообще-то Борис, но каждый класс называет по-разному: кто-то считает, что он Мурик, кто-то величает Георгием. У кота появились свои привычки и даже собственный День рождения! Зимой Борис ходит в шапке и шарфе, весной — в кепке.
Я использую Бориса как индикатор соблюдения школьных правил. Когда урок начинается, у Бориса нейтральное настроение — вместо рта у него чёрточка. Если я вижу, что урок начался продуктивно, рисую ему улыбку. Если в какой-то момент дети начинают отвлекаться или нарушать правила, я показываю им на Бориса, привлекая их внимание к соблюдению правил. Если это не помогает, стираю улыбку и рисую «грустную» линию. В конце урока мы снова возвращаемся к Борису и обсуждаем, какое у него настроение.
Волшебного персонажа можно придумать вместе с детьми. Пофантазировать вместе, кто бы это мог быть, где он живет, чем занимается в свободное от уроков время, что любит, а что не любит.
6. Цепочка ответственных
Во время урока учителю всегда нужна помощь: раздать тетради, стереть с доски, написать тему урока, нарисовать улыбку нашему коту Борису, вычеркнуть пункт из плана урока, решить пример, включить свет, открыть окно. Я предлагаю создать цепочку ответственных: можно написать имена всех детей на доске и попросить их выходить помогать учителю по списку, можно ориентироваться на рассадку по партам.
Зачем это нужно детям? Они очень хотят двигаться. Если вы не дадите им такой возможности, они будут искать её сами: ходить по классу, отвлекать соседа, бегать в туалет. А так вы и ребенку поможете, и себе. Плюс такой формат взаимодействия учит соблюдать правила и контролировать очередность.
7. Рефлексия урока
В конце урока можно узнать у ребят, как каждый из них оценивает урок исходя из тех параметров, которые для вас значимы. Например: включенность в учебный процесс, сложность материала, соблюдение правил, качество работы в команде. Какими могут быть вопросы для рефлексии:
Насколько мне было сложно на уроке?
Что нового я узнал?
Что мне показалось трудным?
Что было особенно интересным?
Насколько я был сосредоточен?
Насколько успешно я работал в команде?
Начиная со старших классов начальной школы, рефлексию можно давать в письменном виде. В начальных классах это может быть табличка с именами детей и вопросами, на которую ребята клеят определенные стикеры. Или для каждого вопроса можно придумать условное движение. Например, если ребенку сложно на уроке, он показывает пять пальцев, если легко — один.
Благодаря рефлексии ребенок понимает, что учителю важно его мнение, а учитель может более продуктивно выстраивать учебный процесс, исходя из особенностей и потребностей детей. Также рефлексия может служить положительным подкреплением для учеников: «Помните, в прошлый раз большинству из вас эта тема показалась сложной? А сегодня вы уже с легкостью справляетесь с этими заданиями!»
8. Билет на выход
Перед тем как закончить урок, учитель может предложить ученикам индивидуально или всем вместе решить какую-то задачу, чтобы вспомнить, что вы все это время делали на уроке. Например, перед тем как пойти на перемену, каждый ребенок вытягивает бумажку с коротким легким вопросом и отвечает на него.
На уроке английского это может быть перевод слова, на русском — исправление ошибки, поиск в предложении «предмета» или «действия», в математике — решение примера или веселой задачки. Билетом на выход может служить также соблюдение порядка на рабочем месте или в общем пространстве.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/blog/yevgeny-lange/56893-8-layfkhakov-dlya-uchiteley-kotoryye-pomogut-interesno-provesti-urok-naprimer-vykhod-iz-klassa-po-biletam