Экологическая игра-викторина для подготовительной группы ?Зеленый мир?.

Цель:?создать условия для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:Образовательные:?систематизировать знания детей по экологии; формировать целостное представление о живой и неживой природе.
Развивающие:?развивать познавательный интерес к миру природы; развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.Воспитательные:?воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.Речевые: развивать связную речь и активный словарь.Виды деятельности: ? коммуникативная,? познавательно – исследовательская,?художественно – творческая (налеп), восприятие художественной литературы,
Формы организации детской деятельности: физминутка, ?игровая (дидактические игры, игра с мячом), восприятие художественной литературы (разгадывание загадок и пословиц. ), ?коммуникативная?(совместная деятельность, организация сотрудничества, обсуждение вопросов), познавательно – исследовательская (игры, вопросы поискового характера).
Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Оборудование: лототрон с жетонами, конверты с заданиями, ?черный ящик?, игрушка : грузовик, лошадка, два обруча, колокольчик, ласточка на палочке, 4 одинаковые корзинки для плодов деревьев и 2 лукошка для грибов и ягод;?картинки с изображением летнего и зимнего времени года, деревьев, цветов на каждого игрока, значки командам, песочные часы, круги зеленого и красного цвета, природный материал ( шишки сосны, шишки ели, каштаны, желуди) дидактический материал (? Собери рыб?, ?Составь букет?, плоскостное изображение грибов (5 боровиков и 2 мухомора) и ягод(6 малины и 3 клубники), картинки живой и неживой природы, картинки предметов рукотворного мира, ребусы на каждого, изображение дерева без листьев, кусочек зеленого пластилина, простые карандаши на каждого ,солнечные лучи, капли, изображение тучи  и солнца, контурное изображение птиц, муз .центр, аудиозапись музыки из телепередачи "Что? Где? Когда?; голоса птиц; ноутбук, мольберт с надписями ?игроки?, ?гости? и набором цифр,). 
викторина, чтение художественной литературы, вопросы и ответы, создание проблемной ситуации, загадки, физкультминутка, рассматривание иллюстраций

Ход игры

? ? ? ? ? ? Ведущий:?Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, наши зрители ?и гости! Мы рады видеть вас сегодня в нашей группе.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира,

.?Сегодня день особенный, На календаре у нас (дату и месяц говорят дети)………………….
Я предлагаю сегодняшний день сделать днем рождением общества ? Зеленый мир?. Это общество будет состоять из детей, которые берегут и охраняют нашу природу, нашу планету.
А вы, ребята хотите вступить в это общество? Чтобы вступить в это общество, нужно охранять природу, а чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Я предлагаю вам стать участниками игры ?Зеленый мир? и ответить на вопросы, которые для вас приготовили наши гости. Если вы ответите на все вопросы правильно, то вы станете первыми членами этого общества. Допускается к игре тот, кто правильно поднимет сигнал экологического светофора. (проводится игра ?Экологический светофор?)
     У каждого ребенка по 2 сигнальных кружка красного и зеленого цвета. Воспитателем зачитывается вопрос. Если дети согласны с утверждением, то они должны поднять кружок зеленого цвета, а если не согласны, то они поднимают кружок красного цвета.
     ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1 Можно сажать цветы и деревья?   +   ( дети поднимают сигнал зеленого цвета)
2 Можно ломать ветки у деревьев и срывать цветы?  -  (красный сигнал)
3 Можно ловить бабочек, птиц, стрекоз?   -
4 Можно охранять муравейники?   +
5 Можно включать громкую музыку на природе?   -
6 Можно брать животных из леса к себе домой?   -
7 Можно подкармливать птиц?  +
8 Можно сбивать, топтать ядовитые грибы?   -
9 Можно очищать от мусора места отдыха в лесу, около речки?   +
10 Можно  разжигать костер в лесу?   -
11 Можно  делать проруби на водоемах зимой?  +
12 Можно ставить капканы и ловушки на животных?  -

 Все дети проходят за круглый стол.
Ведущий: ?Ребята.?Вы видите в нашей группе лототрон в центре стола, вокруг него лежат конверты, а в этих конвертах задания и вопросы о природе, о экологии. Вы будете  по-очереди крутить лототрон,  вынимать жетон с числом. Это число означает номер конверта с заданием, которое ?необходимо выполнить. Перед каждым заданием проводиться разминка: блицопрос ( быстрый вопрос- быстрый ответ) по заданной теме, которая написана на конверте с обратной стороны. ?После я читаю задание, команда сообщается, обсуждает 1 минуту, выбирают правильный ответ, выбирают того, кто будет отвечать. Затем капитан команды называет игрока и заслушиваем правильный ?ответ. Некоторые задания требуют работы всех игроков одновременно. В ходе игры ведущий имеет право поставить подвижную паузу. Если у вас готов досрочный ответ, то вы должны звонить в колокольчик.
 Предлагаю назвать вашу команду ?Экознайки?. Выбирайте капитана команды.
Ведущий:? ? Готовы вы сегодня поиграть,
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Все вместе о природе рассуждать?  (да )
                    ? Итак, мы начинаем!
Звучит музыка.
Дети крутят лототрон и выполняют задания из конвертов. 

Конверт № 1 ?Живая и неживая природа?
Разминка- блицопрос
-Назовите стих, который помогает запомнить цвета радуги
-Продолжите пословицы:
 ?Много снега…..(много хлеба)?                                            
?Много воды……(много травы)?
 ?Под лежачий камень…..(вода не течет)?
 ?Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)?
 ?Большое дерево и от солнца спрячет….(и от ливня укроет)?
 ?За двумя зайцами погонишься….(ни одного не поймаешь)?
 ?Лето припасиха….(зима подбериха)?
-Назови ?четвертый лишний?: листопад, роса, гусеница, камни.

Задание у доски:
Каждый игрок должен взять по две карточки и разместить их в три столбца: явления живой природы, явления неживой природы и предметы рукотворного мира.
Конверт № 2 ?Животные?
Разминка – блицопрос
-Кто такие хищные животные? (питаются мясом)
-Кто такие травоядные животные? (питаются травой)
-У какого дикого животного есть рога и копыта? (лось, олень, горный козел)
-Как называется гнездо белки? (дупло)
-Кровожадный хищник лесов (волк)
-Работаем со словом ?волк?: назовите первый звук в слове; какой звук гласный; сколько звуков в слове; сколько слогов в слове; придумай предложение с этим словом.
-Назови ?четвертый лишний?: лиса , слон, медведь, еж.
Задание за столами:
Каждому игроку предлагается ребус. В этих ребусах зашифрованы животные. Разгадай ребус и определи какое животное зашифровано.
Конверт № 3 ?Видеовопрос?
  На экране видеовопрос задает ребенок:
?Очень много авторов пишут интересные рассказы о природе, о животных.?Виталий Бианки ?в своем рассказе ?? Три весны? пишет о том, что в природе существует три весны. Назовите, как называются эти три весны и почему они так называются??
 Обсуждение – 1 минута,
Правильный ответ: 1.Полевая весна?приходит на поля.
2.Речная весна?приходит на реки, тает лед.
3.Лесная весна?приходит в ?леса.
Конверт № 4 ?Деревья, лес?
Разминка- блицопрос
-Чем покрыт ствол у дерева ?(корой)
-Для чего дереву кора? (защищает от холода ,жары)
-Что такое ?смешанный лес?? (где растут и хвойные и лиственные деревья)
-Как называется лес, в котором растут одни березы? (березовая роща)
- Как называется лес, в котором растут одни сосны? (сосновый бор)
- Как называется лес, в котором растут одни дубы? (дубрава)
-Назовите профессию человека, который занимается охраной лесов? (лесник)
-Назовите ?четвертый лишний?: ель, береза, клен, тополь.
Задание за столами:
Я прочитаю предложения, а вы должны найти в нем ошибку и объяснить ее в течение одной минуты:
1. ?Осенью на деревьях появляются почки?
2. ?Под березой дети собирали шишки?
3. ?На тополе выросли большие яблоки?

Конверт № 5 ?Подвижная пауза?
Игра ?От какой ветки детки?
Распределить за 1 минуту плоды деревьев по 4 корзинкам (ель, сосна. дуб, каштан)
Конверт № 6 ?Черный ящик?
Звучит музыка, воспитатель вносит черную коробку.
Задание: ?Что загрязняет воздух? Этот предмет гудит и двигается?. Что в черном ящике? Обсуждение 1 минута. Капитан выбирает игрока, который будет отвечать на вопрос. (Грузовик)
Конверт № 7 ?Цветы?
Разминка – блицопрос
-Как называются цветы, которые растут в саду? (садовые)
- Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
-Как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)
- Как называются цветы, которые растут в поле? (полевые)
- Как называются цветы, которые растут в горах? (горные)
- Как называются цветы, которые растут в помещении? (комнатные)
-Назови первые весенние цветы? ( подснежник, ландыш, тюльпан, первоцвет, мать- и -мачеха, медуница)
-Назови ?четвертый лишний?: ромашка, колокольчик, кувшинка, астра.
-Какие цветы бывают белыми? (ландыш, ромашка, пион, гладиолус, фиалка)
Задание у дополнительной доски:
Определить сколько слогов в названии цветка и поставить его в соответствующую вазу (4 вазы, на каждой приклеина цифра: 1,2,3,4.)
После этого задания проводится дыхательная гимнастика: ?Вдохните ароматы цветов сначала медленно, а затем быстро-короткими вдохами?
Конверт № 8 ?Рыбы?
Разминка –блицопрос
-Чем покрыто тельце рыбы? (чешуей)
-С помощью чего дышат рыбы? (жабрами)
-У какой рыбы оба глаза на одном боку? (камбала)
-Из чего появляется рыба? (из икринки)
-Для чего на водоемах зимой делают проруби? (чтобы рыбы не задохнулись)
-Назови ?четвертый лишний?: карась, сом, щука, сельдь.
Задание за столами:
Собрать разрезные картинки рыб. По 2 человека собирают одну рыбу. Определить как называется и к какой группе она относится ( речная или морская). На выполнение 1 минута.
Конверт № 9  ? Грибы, ягоды?
Разминка - блицопрос
-Что у грибов под землей? (грибница)
-Можно ли топтать несъедобные грибы и почему? (нет, корм для животных)
-Какие грибы названы именем лесного животного? (лисички)
-Назовите ядовитые ягоды .(волчье лыко, вороний глаз)
-Варенье из смородины? (смородиновое)
-Компот из брусники? (брусничный)
-Назовите ?четвертый лишний?: подосиновик, поганка, шампиньон, сыроежка.
Задание у доски:
Вот вам два лукошка : в одном - грибы, в другом - ягоды. Составить за 1 минуту две математические задачи: одну - на сложение, другую – на вычитание. При ответе могут участвовать 2 игрока. Выложить решение задачи на доске. (Задание дается на две подгруппы).
Конверт № 10 ?Птицы?
Разминка –блицопрос
-Чем покрыто тело птицы? (перьями)
-Для чего птице хвост? (для равновесия)
-Назовите птиц: птица-санитар леса? (дятел)
                             птица, в которую превратился гадкий утенок? (лебедь)
                             птица-будильник? (петух)
                             красногрудая птица? (снегирь)
                             птица-символ мира? (голубь)
                             птица, которая не вьет гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
-Скажи одним словом: если у аиста длинные ноги, то он…….(длинноногий)

- Скажи одним словом: если у соловья звонкий голос, то он…(звонкоголосый)
-Скажи одним словом: если у ласточки длинный хвост, то она... (длиннохвостая).
-Почему воробья называют воробьем? (кричали раннее на птицу, которая воровала зерно: ?вора бей?).
-Почему сороку называют сорокой? (на груди - белая сорочка)
-Назови ?четвертый лишний?: грач, жаворонок, синица, ласточка.
Задание за столами
Каждый игрок должен обвести по точкам заданную птицу и положить в тот обруч, к какой группе принадлежит эта птица (в одном обруче лежит картинка зимы- зимующие, в другом- картинка лета- перелетные). Во время выполнения задания включить голоса птиц.
После этого задания выполнить зрительную гимнастику. Воспитатель передвигает игрушку ласточку на палочке вверх, вниз, вправо, влево, по кругу. Дети следят глазами за перемещением ласточки.

Игры, которые воспитатель может использовать в качестве подвижной паузы:
1.?Птицы, рыбы, звери?.
 Воспитатель бросает мяч игроку и называет ?перелетная птица?, ?морская рыба?, ?домашнее рогатое животное?, ?животное, которое спит вниз головой?, ?самое высокое животное?, ?рыба, похожая на инструмент?, ?хищное животное?, ?домашняя птица?, ?насекомое, у которого 8 лап?, ?речная рыба?. Ребенок должен назвать и бросить мяч обратно воспитателю.
2. ?Кого чем угостим?
Также используется мяч, только воспитатель называет конкретного животного или насекомого, а ребенок в свою очередь говорит название пищи, которой он питается, например: корова-трава, гусеница - листья, пчела-нектар, собака-косточка, лягушка -комары и мухи, тюлень-рыба, обезьяна- банан, и т. д.
Во время игры после каждого выполненного задания на отдельном мольберте ставится счет игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Ведущий: Со всеми заданиями вы успешно справились. Я вас поздравляю: вы вступаете в общество ? Зеленый мир? и вам вручаются памятные значки членов этого общества. На ваших значках изображено зеленое дерево, а у нас в группе есть дерево, которое еще спит. На нем никак  не распустятся листочки. Отщипните маленький кусочек пластилина и прилепите к дереву и расскажите ему  о том, что вы делали на занятии, какие задания вам запомнились больше всего, а может какие-то задания вам показались трудными или сложными .
 
Ребята,если вам игра-занятие понравилось, то  возьмите лучик и приставьте к солнцу, а если не очень понравилось, то возьмите капельку и приставьте к тучке.

Посмотрите как сразу стало в нашей группе светло, тепло и радостно. С пробуждением весны вас, дорогие мои ребята!