Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Форма проведения: экологическая квест-игра.
Цель: развивать представления детей о том, какие действия людей вредят природе;
Задачи:
о
бобщать знания о защите природы;
развивать диалогическое общение, правильно отвечать на вопросы.
развивать представления о разнообразии цветов и оттенков;
воспитывать эстетическое отношение к природе.
продолжать воспитывать чувства коллективизма, умение придти на помощь товарищу.
воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Используемые методы и приемы:
игровой: игры-загадки;
наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный материалы: видео слайды.
Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса.
Предварительная работа: данная методическая разработка не требует особой предварительной работы.
Ход квест-игры:
Фея Природы: Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? А руководит этим клубом – Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Мы отправимся в путешествие по лесным полянкам все вместе: вы, ребята, я –Фея Природы и Лесовичок. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!! СЛАЙД №1.
(Переход на следующий слайд по щелчку мыши)
Фея Природы: Смотрите, ребята, Лесовичок уже встречает нас! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня.
(Переход на следующий слайд по щелчку мыши) СЛАЙД №2.
/Дети шагают по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать»/
Фея Природы: Вот мы и в лесу. СЛАЙД №3.
/ включаются звуки леса/. / появляется Лесовичок/.
Фея Природы: Старичок-лесовичок нас уже встречает. Какая красота! Какая красивая полянка! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса.
Фея Природы: Отдохнули, полюбовались и дальше в путь! Старичок-Лесовичок нас ждет уже на следующей полянке. СЛАЙД №4.
Поляна первая. /звуки леса, щелчок появляется Лесовичок /.
Фея Природы: Но, это не простая полянка, а полянка загадок про животных, которые живут в этом чудесном лесу. А вот и задание от Старичка-Лесовичка: я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете, на полянке появится этот житель. /дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного/
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её … / Лиса/
2.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. / Ёж/
3. С ветки на ветку, Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал /Белка/
4. Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. / Волк /
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой /Медведь/
6. Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору. /Заяц /
Фея Природы: Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт от Лесовичка. Отправляемся дальше! СЛАЙД № 5
Фея Природы: Вот и следующая полянка. Красота, да, ребята! Птички поют, кузнечики стрекочат. А где же Лесовичок? Почему он нас не встречает?
/ появляется Лесовичок/
Фея Природы: Да, вот же он! Это полянка тоже не простая. На этой полянке вас ждет встреча с насекомыми. Старичок – Лесовичок подготовил вам загадки –описания. Если вы правильно угадаете это насекомое – оно встретится с вами. Давайте узнаем, какие?
1.Прыгает пружинка-
Зелененькая спинка-
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
/ появляется кузнечик/
2. Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
/появляются бабочки/
3. Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
/появляются пчелки/
4. Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
/ появляются божьи коровки/
5. На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.(Муравей)
/появляются муравьи/
Фея Природы: Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, узнали всех насекомых. Старичок-Лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы. Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку.
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД № 6
/появляется Лесовичок/
Фея Природы: А на этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?
1.Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть- нет головы. (Гриб)
/появляется гриб/
2. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Ребятишки и медведи. (Малина)
/появляется малина/
3. Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника) /появляется земляника/
4. Надела к осени оранжевые бусы
С немного горьким, но приятным вкусом.
Зимою ими сможет насладиться,
Снегирь, пичуга, сойка и синица (Рябина)
/появляется рябина/
Фея Природы: Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно - и вы получаете следующий конверт. А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь!
/переход на следующий слайд/
Фея Природы: Следующая остановка - красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-Лесовичок решил порадовать ваши глазки? А вот и задание: это поляна цветов, а чтобы они выросли, вы должны дать правильный ответ на загадки Лесовичка.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу- ка в карманчик
Бывший …(Одуванчик)
/ появляются одуванчики/
2. В лесу кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
/появляются ромашки/
3.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек) /появляется василек/
5. Синенький звонок висит,
Никогда не зазвенит.
(Колокольчик) / появляется колокольчик/
Фея Природы: Посмотрите, наша полянка стала еще красивее. А за правильные ответы - еще один конверт. А наше путешествие продолжается.
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД №7
/звуки леса, следующий - появление Лесовичка/.
Фея Природы: Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
/ГОЛОС КУКУШКИ. появляется кукушка/.
Фея Природы: Правильно, угадали - это кукушка.
/СТУК ДЯТЛА. появляется дятел/
Фея Природы: Молодцы, вы знаете стук дятла. И его вы угадали.
/ГОЛОС СОВЫ. появляется сова/
Фея Природы: Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается, для вас нет трудных заданий. Получите конверт.
Но наша игра - путешествие еще не закончена. Лесовичок показал вам еще не все свои чудесные полянки.
/ переход на следующий слайд/
/пока дети слушают голоса птиц, разбрасывается мусор - салфетки , бумажки, пустые бутылки/ СЛАЙД №9 /страшная мелодия/
Фея Природы: Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. И даже, нашего друга Лесовичка нет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.
(дети собирают мусор, а на экране по щелчкам исчезает мусор).
Фея Природы: Вы, настоящие друзья природы!
/ появляется Лесовичок/
Фея Природы: Лесовичок, очень благодарен вам за помощь и дарит еще один загадочный конверт. Продолжим наше путешествие.
Фея Природы: Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.
Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы с Лесовичком сейчас прове-рим. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»! СЛАЙД №10
/на экране появляется первая картинка «Мальчик разрушает птичье гнездо»/
***
Если я разрушу гнезда,
заберу домой птенца? (нет)
Фея Природы: Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес это дом и они могут погибнуть.
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
/по щелчку картинка перечеркивается линиями/
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД №11
***
Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,
Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)
Фея Природы: Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчем их домик, то они погибнут.
/ картинка перечеркивается линиями/
/ переход на следующий слайд/ СЛАЙД №12
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Фея Природы: Вы, правы, ребята!
***
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
/картинка перечеркивается линиями/
/ переход на следующий слайд/ СЛАЙД №13
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.
***
Нельзя костер бросать в лесу,
Костер в лесу несет беду.
Пожар в лесу может случится.
Без дома будут зверь и птица.
/картинка перечеркивается линиями/
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД №14
***
Если я побью бутылки, ведь они мне не нужны….(нет)
Фея Природы: Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.
***
Чтоб было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет.
/ картинка перечеркивается линиями/
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД №15
Фея Природы:
***
Если сильно насорю
И убрать забуду… (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Фея Природы: Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь их соблюдаете.
/картинка перечеркивается линиями/
/переход на следующий слайд/ СЛАЙД №16
***
Если бабочку поймаю,
В баночку ее запру… (нет)
Фея Природы: Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, Лесовичок вручает вам еще один конверт. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…
(дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)
Фея Природы: Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое послание передал вам Старичок - Лесовичок.
(дети собирают картинку)
Фея Природы: Что же у вас получилось?
/переход на следующий слайд/
Фея Природы: А получился плакат - «Берегите лес»
Это Старичок-Лесовичок напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять.
У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!
Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующий раз мы отправимся по другим страничкам природы!