МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ
БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся: 7-11лет
Срок реализации: 4года (576 часов)
Автор-составитель:
Селезнева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
БУГУЛЬМА 2023
1.2 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Титульный лист программы
……………………………………………
.
…1
Информационная карта образовательной программы
………………
….
..2
.
Пояснительная записка
…………………………………………………
.
…4
.
Учебный план
……………………………………………………...
…….
..
10
.
Содержание учебного плана
………………………………………….....
..1
4
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы….....24
2.2 Формы аттестации/контроля……………………………………………....25
2.3. Оценочные материалы……………………………………………………..25
2.4. Список литературы………………………………………………………....27
2.5. Программа воспитательной работы студии………………………………31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая планета» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.12.2022 г.) в соответствии с п.1, ст.75 о том, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени;
п.3, ст.23 об осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
п.1, ст.12 о том, что в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования.
- Федеральным законом от 31.07. 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года.
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022 г. № 678-р
г. Москва).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018г. № 10.
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07. 2020 г. №189-ФЗ.
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.№ 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Методическими рекомендациями по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (в том числе адаптированных) ГБУ ДО «РЦВР», № 2749/23 от 07.03. 2023 г.;
-Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дворец школьников Бугульминского муниципального района (далее МБОУ ДО дворец школьников);
-Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах. (Пр. № 36 от 30 мая 2023г.)
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность программы - актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических задач, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Отличительными особенностями программы – являются способы научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
Цель - формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Задачи:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
– развивать творческие способности обучающихся;
– воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
– познакомить учащихся с различными видами искусства;
– углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
– изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
– формировать представления о природных сообществах области;
– обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды района, родного края;
– формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Адресат программы - предназначена для детей от 7до 11 лет, принимаются все желающие. Группы могут формироваться, как одновозрастные, так и разновозрастные.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий –
Фронтальная форма - предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.
Индивидуальная форма - предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности обучающегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма - в ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими временными затратами, так как каждый обучающийся может научиться выполнять разные этапы при работе над проектами. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в студии.
Словесные методы обучения:
• чтение литературных произведений, энциклопедий;
• беседы, обобщающие рассказы.
Наглядные методы обучения:
• показ видеоматериалов, иллюстраций;
• лабораторная работа;
• экскурсии.
Практические методы обучения:
• практическая работа;
• проектная работа;
• творческая работа.
Игровые методы обучения:
• проведение разнообразных игр;
• загадки;
• викторины, конкурсы.
Беседы раскрывают или напоминают о сущности взаимоотношений живой и неживой природы, её неразрывного взаимодействия и необходимости человека не только потреблять природные богатства, но и охранять их. Занимательные занятия помогают развивать в непринуждённой форме интеллектуальные, индивидуальные и коммуникативные способности каждого обучающегося. Практические занятия закрепляют творческие и индивидуальные способности каждого обучающегося. Конкурсные задания выявляют (подтверждают) творческую личность и способствуют созданию условий для её дальнейшего развития. Проектная деятельность познавательной направленности активизирует познавательную деятельность и социализацию школьников. Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная; игровая; трудовая; художественная; краеведческая; ценностно-ориентировочная.
Срок освоения программы - программа рассчитана на 576 учебных часов. Занятия проводятся два раза в неделю, по два академических часа, с двумя перерывами по 15 минут.
Планируемые результаты освоения программы - за учебный год обучающиеся освоят:
- основные понятия в области охраны природы
- способы представлять индивидуальные исследовательские проекты, умение проводить их защиту
- формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- ответственное отношение к окружающей среде
- способы заботиться о здоровом образе жизни
- способы заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни
-как улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение)
-как осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе, схеме
-способы наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов
- схемы ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Тема 1. Введение (2 ч.)
Теория. Знакомство с обучающимися. Правила поведения на занятии, инструктаж
по технике безопасности. Введение в Программу.
Практическая часть: Экскурсия. Настольная игра «Экологическая мозаика».
Тема 2. Будем знакомы (8 ч.)
2.1. Хорошие манеры и волшебные слова
Теория. Вежливость и вежливые слова. История происхождения часто
используемых вежливых слов. Этикет. Приветствия и этикет в разных странах
мира. Комплименты. Вредные привычки. Грубость, лень, неряшливость,
обжорство, ябедничество и др.
Практическая часть: Игра «Комплименты». Оформление «Книги о
вежливости». Дикционные упражнения. Выразительное чтение «Волшебные
слова», «Вредные привычки»
2.2. Делу время - потехе час.
Теория. Время и часы. Продолжительность суток. Распорядок дня
школьника. Народная мудрость о работе и отдыхе. Люди - «жаворонки», люди -
«совы» и люди-голуби. Виды отдыха.
Практическая часть: Практическая работа «Мой распорядок дня».
Тема 3. Твоё здоровье (16 ч.)
3.1. Кирпичики здоровья.
Теория. Что определяет здоровье человека. Правильное питание,
подвижный образ жизни, хорошее настроение, гигиена и другие факторы
здоровья. Три кита здоровья.
Практическая часть: Разучивание оздоровительных разминок.
Практическая работа «Я построю Дом здоровья». Конкурс рисунков «Здоровье в
твоей тарелке». Выразительное чтение «Овощи и фрукты – полезные продукты».
3.2. Будьте здоровы.
Теория. Что такое иммунитет? Повышение иммунитета. Закаливание.
Активный отдых. Для чего мы спим и сколько нужно спать? Секреты здоровья
жителей разных стран мира. Причины гриппа и простуды. Профилактика гриппа.
Фитонциды и растения богатые ими (лук, чеснок, хвойные). Витаминный стол
зимой.
Практическая часть: Оздоровительные разминки. Выразительное чтение
«Чтобы гриппом не болеть».
Тема 4. Зимняя, зимняя сказка (20 ч.)
4.2. Зима в природе.
Теория. Зима в природе. Три состояния воды. Строение снежинок.
Вечно зеленые деревья: сосна, ель, пихта, лиственница (сходства и
различия). Строение шишек хвойных растений.
Практическая часть: Практическая работа «Новогодняя открытка».
Участие в Новогоднем представлении.
4.3. Грим и маска.
Теория. Костюм, грим и маска как средства перевоплощения. Символика
цветов. Техники изготовления масок. Понятие шаблона и образца.
Практическая часть: Практическая работа «Маски». Выразительно
чтение «Маска, я тебя знаю»
4.4. На сцене Природа.
Теория. Белая Книга леса, или учимся читать следы на снегу. Особенности
зимовки птиц, зверей, рыб и земноводных. Зимующие и перелётные птицы
города. Народный календарь. Зимние приметы. Народная мудрость о зиме.
Театральная терминология: афиша, сцена, режиссер.
Практическая часть: Оформление опорных конспектов «Читаем зимние
приметы». Экскурсия «Зимующие птицы». Экскурсия в Музей природы.
5. Ты и я и всё вокруг, или основы экологии (22 ч.)
5.1. Самый большой дом, или введение в экологию.
Теория. Что изучает наука экология. Живая и неживая природа. Вода,
воздух, тепло – основные экологические факторы. Взаимосвязи живых
организмов. Цепи питания. Классификация животных. Значение хищников. Роль
растений в жизни планеты. С кем дерево дружит? Пантомима.
Практическая часть: Развивающие игры: «Паутина жизни», «Птицы,
звери, рыбы». Настольная игра «Экологическое домино». Пантомима «Моё
любимое животное». Экскурсия в Музей природы.
5.2. Зиму провожаем, весну встречаем.
Теория. Почему весна – начало нового года в природе? Фенология весны.
Народная мудрость о весне. Весенние приметы, предсказывающие погоду.
Праздники «Экологического календаря».
Практическая часть: Разучивание оздоровительной разминки. Экскурсии
«Деревья и кустарники нашего города».
5.3. Природа в опасности.
Теория. Экологические проблемы нашей планеты. Животные и растения
Красной Книги. Первоцветы, или подснежники леса и сада. Роль
заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.
Практическая часть: Выразительное чтение «Жалобная Книга природы».
Оформление листовок «Осторожно – первоцвет!». Экскурсия «Как прекрасен сад
весной»
6. Итоговое занятие «Вот и стали мы на год взрослей» (2 ч.)
Подведение итогов работы за год. Диагностика интереса и мотивации.
Практическая часть: Просмотр фото и видеоматериалов объединения.
Оформление выставки «Мир моих увлечений».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
Тема 1. Введение. (2 ч.)
Теория. Знакомство с планом работы на год. Вводный инструктаж по
технике безопасности.
Практическая часть: Анкетирование. Экскурсия «Краски осени».
Изготовление гербария «Цветы и листья»
Тема 2. Домашний зоопарк от А до Я (26 ч.)
2.1. Живущие с нами рядом.
Теория. Группы животных, которых содержат в домашних условиях:
аквариумные рыбки,
рептилии, земноводные, птицы и грызуны, особенности ухода, содержания
и кормления. Родина и происхождение названий. Художник-анималист.
Практическая часть: Экскурсии и наблюдения в Живом Уголке. Игра –
разминка «Рыбы, птицы, звери». Подготовка рисунков для выставки «Наш
Живой уголок». Пластические этюды.
2.2. Домашние любимцы.
Теория. Любимые домашние млекопитающие – кошки и собаки. Науки:
фелинология и кинология. Породы кошек и собак, особенности, рекомендации
по уходу и кормлению. Секреты здоровья кошек и собак. Советы ветеринарного
врача.
Практическая часть: Выразительное чтение «Кошачий бал». Уроки
художника-анималиста. Пантомима «Домашние любимцы». Оформление
буклета «Домашний зоопарк от А до Я»
Тема 3. В гости к царице Флоре (26 ч.)
3.1. В лесу родилась ёлочка.
Теория. Вечнозелёные и листопадные деревья. Значение листопада в
жизни растения. Почему ель - символ Нового года и сколько лет она живёт?
Отличия хвойных видов растений (ель, сосна, пихта, можжевельник и
лиственница). Особенности семян хвойных растений. Хвойные растения в
городе.
Практическая часть: Определение шишек различных хвойных растений.
Оформление Новогодних открыток. Участие в Новогоднем представлении.
3.2. Путешествие с растениями.
Значение растений в природе и в жизни человека. Отличия растений от
животных. Джозеф Пристли и начало изучения фотосинтеза. Примеры
классификаций растений. Растения-великаны: секвойя, раффлезия Арнольди,
виктория амазонская и др. Растения – хищники: росянка, лиана непентес,
венерина мухоловка. Пищевые, лекарственные, технические и декоративные
растения.
Практическая часть: Самостоятельная работа - составление
альбома «Рекорды Царства растений». Выразительное чтение «Спасибо
скажем мы растениям».
3.3. Про кактус и компанию.
Теория. Комнатные растения: значение в жизни человека, особенности
ухода, рекомендации по подбору, научные и народные названия. Происхождение
комнатных растений. Самые популярные комнатные растения (кактусы, алоэ,
монстера, фикус, традесканция, гибискус, пеларгония). Аптека на окне: алоэ,
герань, агава, каланхоэ.
Практическая часть: Экскурсии в оранжерею и определение комнатных
растений. Выразительное чтение «Комнатные растения». Оформление буклета
«Комнатные растения».
Тема 4. Витаминная азбука (16 ч.)
4.1. Что такое витамины?
Теория. Что такое витамины? Витамины А, С, Е, К, Д и витамины группы
В: история открытия, значение для здоровья человека. Таинственные болезни
(цинга, куриная слепота и др.), или почему бывают авитаминозы.
Практическая часть: Составление опорных конспектов. Игра
«Витаминное лото».
4.2. Витаминный стол.
Теория. Овощи и фрукты, богатые витаминами (морковь, тыква, капуста,
томаты, различные виды капуст и др.). Витаминные рекордсмены. Заморские
чудеса, или рассказ о родине овощей и фруктов. А что едали на Руси?
Практическая часть: Конкурс рисунков «Витаминный стол». Конкурс
рецептов витаминных блюд. Игра «Витаминное домино».
4.3. Музыкальные спектакли
Теория. Добро пожаловать в Музыкальный театр. Опера, оперетта и
мюзикл - сходства и различия. Театральная терминология: репертуар, антракт,
декорация.
Практическая часть: Ролевое инсценирование «Витаминная азбука».
Тема 5. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов работы. Тестирование.
Практическая часть: Просмотр видеозаписей и фотоматериалов
объединения. Творческое выступление «Моя любимая роль».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
год обучения
Тема 1. Введение. (2 ч.)
Теория. Введение в программу. Знакомство с планом работы на год.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая часть: Экскурсия «Здравствуй, студия! А, мы вернулись!».
Тема 2. Мой прекрасный сад. (20 ч.)
2.1. Все краски лета.
Теория. Растения открытого грунта. Группы декоративных растений:
однолетние, двулетние, многолетние растения. Популярные красивоцветущие
растения – астра, георгины, гладиолусы, розы, бархатцы, тюльпаны, анютины
глазки и др. Календарь цветения. Особенности ухода за декоративными
растениями открытого грунта.
Практическая часть: Экскурсии «Цветники Центра». Выразительное
чтение «Цветы». Сбор семян. Выполнение проектной работы «Клумба моей
мечты».
2.2. Собрание семян.
Теория. Размножение растений. Строение семени. Развитие растений из
семени. Разнообразие семян на примере семян однолетников. Способы
распространения семян. Анемохория и приспособления к этому типу распространению семян.
Практическая часть: Лабораторная работа «Изучение внешних покровов
семян».
3. Птичьи секреты (20 ч.)
3.1. Как птицы устроены.
Теория. Отличия птиц от других животных. Внешнее строение птиц. Как
птицы летают, или строение крыла. Птицы леса, открытых пространств и
водоёмов: сходства и различия в строении. Забота о потомстве. Для чего птицы
поют. Ритуал ухаживания у птиц. Птицы-строители. Птицы нашего города.
Практическая часть: Экскурсия и наблюдения в Живом Уголке.
Экскурсия в «Музей природы». Практическая работа «Учусь рисовать птицу».
Практическая работа «Кормушка». Ведение дневника юного орнитолога.
Выразительное чтение «Птицы разные бывают».
3.2. Птичья Книга рекордов.
Теория. Яркие представители птичьего мира: птицы-великаны, птицыкрошки, самые красивые, самые быстрые птицы, самые музыкальные птицы, хищные птицы. Фламинго, пингвин, павлин, соловей, сова, колибри: знакомство с птицами-героями ролевого инсценирования.
Практическая часть: Экскурсия и наблюдения в Живом уголке.
Экскурсия в «Музей природы». Конкурс творческих работ «Моя любимая птица».
Ведение дневника юного орнитолога.
4. Жизнь в почве (14 ч.)
4.1. Тайная жизнь почвы.
Теория. Понятие почвы. Обитатели почвы. Значение дождевых червей в
образовании плодородного слоя почвы. Почва и круговорот веществ в природе. Загрязнение почв. Царство грибов. Строение грибов. Симбиоз. Разнообразие грибов, съедобные и ядовитые грибы. Как
зарождается родник.
Практическая часть: Игры «Паутина жизни». Настольная игра «Грибы».
Работа с географической картой Бугульмы.
4.2. Сокровища под землёй.
Теория. Какие бывают полезные ископаемые? Минералы. Разнообразие
поделочных камней. Обыкновенное чудо – соль. Биологическое происхождение торфа, каменного угля и нефти. Полезные ископаемые Татарстана.
Практическая часть: Работа с географическими картами. Практическая
работа «Минералы и полезные ископаемые». Игра «Минеральный бой».
5. Экологическая мозаика (14 ч.)
5.1. Путешествие по странам и континентам, или чудеса кругом и
всюду. Теория. Географические достопримечательности планеты Земля: озеро
Байкал, Ниагарский водопад, пустыня Сахара, коралловые рифы Австралии.
Волшебство радуги. Происхождение северного сияния.
Практическая работа: Работа с географическими картами. Оформление
страницы Книги «Достопримечательности планеты Земля».
5.2. Мы – жители планеты.
Теория. Кто такой Homo sapiens? Страны и народы мира. Что такое
плотность населения. Экологические проблемы планеты.
Практическая часть: Работа с географическими картами. Составление
опорных конспектов.
6. Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов работы. Тестирование.
Практическая часть: Просмотр фото и видео материалов студии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
год обучения
Тема 1. Мы исследуем природу. (8 ч.)
Теория. Введение в программу. Знакомство с планом работы на год.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Методы проведения
исследований в биологии и экологии: наблюдение, измерение, эксперимент.
Знакомство с оборудованием, необходимых для проведения простейших
исследований, в том числе бинокуляром, лупой, микроскопом, гербарным
прессом, термометром и др.
Практическая часть: Экскурсия «Деревья и листья». Решение ситуационных задач.
Тема 2. Этот огромный микромир (16 ч.)
2.1. Волшебство увеличения.
Теория. Основы строения увеличительных приборов. Лупа как
простейший увеличительный прибор. История создания микроскопа. Роберт Гук и Антонио Левенгук – первые микроскописты. Возможности микроскопа и бинокуляра в изучении биологических объектов. Окуляр и объектив - главные части микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Практическая часть: Лабораторная работа «Увеличительные приборы
биолога».
2.2. Клеточный мир.
Клеточное строение растительных организмов на примере клеток плодов
томата, арбуза, яблока и др. Разнообразие крахмальных зерен. Клеточное
строение кожицы листа. Устьица. Строение покровов семян приспособления для распространения.
Практическая часть: Лабораторная работа «Разнообразие клеток
плодов». Лабораторная работа «Строение кожицы листа». Лабораторная работа «Изучение строения крыла бабочки с помощью бинокуляра». Конкурс
«Секретикус микроскопикус».
3. Городские тайны (30 ч.)
3.1. Введение в урбоэкологию.
Теория. Что изучает наука урбоэкология (экология города). История и
экология древнейших городов Древнего Египта, Китая, Древней Греции, Рим.
Особенности строения древнерусского города. Города эпохи Возрождения.
Современные мегаполисы: самые густонаселенные и самые чистые города
планеты.
Практическая часть: Написание сочинения-размышления «Город
сердится на человека». Экскурсия «Пейзажи города Ижевска».
3.2. Животные города.
Животный мир города: домашние животные, птицы, грызуны. О
барометрах и погоде. Возможности предсказания погоды по средством наблюдения за животными. Домашние барометры: кошки и собаки. Крылатые барометры - птицы.
Практическая часть: Подкормка зимующих птиц. Разработка наглядных
пособий «Живые барометры»
3.3. Город и его проблемы.
Теория. Атмосферный воздух города: состав и особенности. Загрязнение
атмосферного воздуха. Основные загрязнители городского воздуха. Круговорот
воды в природе. Источники загрязнения воды. Этапы очистки пресной воды.
Способы экономии воды. Материалы и отходы. Гарбология - наука о мусоре.
Сортировка и переработка мусора. Город Бугульма: историческое прошлое,
современные достопримечательности, экологические проблемы. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди.
Практическая часть: Практическая работа «Новая жизнь бумаги».
Выполнение листовок «В защиту воды». Выполнение проектов «Город
будущего». Чтение Экологического рэпа.
4. Наши первые открытия (10 ч.)
Теория. Этапы выполнения исследовательской работы: выбор темы
исследования, выработка гипотезы, работа с литературой, методика
исследования, анализ данных, подготовка отчёта, презентация работы.
Эксперимент. Формы представления исследовательских работ. Структура
сообщения по теме исследования.
Практическая часть: Работа с дополнительной литературой. Подготовка
исследовательских работ.
5. Лишь часть природы – человек (6 ч.)
Теория. Закона Б.Коммонера. Экологические факторы. Антропогенный
фактор в жизни живых организмов.
Практическая работа: Экскурсия. Составление буклетов «Прекрасное и
удивительное ». Написание сочинения-размышления «Живая планета в моей жизни».
6. Итоговое занятие (2 ч.)
Подведение итогов работы. Итоговое тестирование.
Практическая часть: Просмотр фото и видео материалов объединения.
Пресс-конференция юных экологов.
РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы – Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в учебных кабинетах, соответствующих нормам СанПина. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные живые пособия – комнатные растения; изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи; Курс общеобразовательной программы «Живая планета» предусматривает проведение значительного числа практических работ, моделирующих явления природного мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материал для практических работ включает: гербарии, семена и плоды растений. Кроме этого используются наборы детских энциклопедий, позволяющий организовать поиск интересующей обучающимися информации.
.2.2. Формы аттестации/контроля - за период обучения, учащиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностическими методиками.
аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики:
аналитическая справка
защита творческих работ
конкурс
контрольная работа
научно-практическая конференция
открытое занятие
отчёт итоговый
2.3. Оценочные материалы
Методика 1. Экологическая культура. Цель: выявление представлений обучающихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека: система экологических знаний; практические экологические умения; владение правилами поведения в природе; интерес к экологическим проблемам; потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы; убеждённость в необходимости ответственно относиться к природе.
Методика 2. Экологическая деятельность. Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности. Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела: участие в экологических митингах; работа на участке; туристические походы; забота о домашних животных; выпуск экологической газеты; оформление стенда о природе, ее охране; изготовление скворечника; участие в конкурсе, экскурсии в природу, по экологической тропе; чтение книг о природе.
Методика 3. Интерес к природе. Цель: выявление спектра интересов детей к природе. Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе: сбор ягод, грибов, цветов; получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций; безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний; рисование природы; помощь природе в ее охране; игры на природе; исследовательская деятельность в природе.
Методика 4. Экологические знания. Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний. Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе: знания о животном мире; знания о растениях; знания о человеке; знания о экологических проблемах; знания о взаимодействии человека и природы; знания о явлениях природы; знания о цветах; знания о лекарственных травах; знания о эволюции природы; знания о возможных видах деятельности человека в природе.
2.4.Список литературы
Для педагога:
1. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание школьников // Школьный вестник. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2.Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
3.Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2010. - N 6. - С. 79-82. 4.Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012.-112 с.-(Библиотека журнала «Биология в школе», вып. 10.)
Дополнительная литература:
1.Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С. Гиляров; редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварин и др). – М.: Современная энциклопедия, 2012 – 831с.
2.Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 2010- 304с.
3.Жизнь животных. - М.: Просвещение, 2001. Т.1-7.
4.Жизнь растений. – М.: Просвещение, 2001. Т.1-6.
5.Краткий словарь биологических терминов. Кн. Для учителя (Н.Ф. Реймерс – 2-е изд). – М.: Просвещение, 2009 – 368с.
6.Красная книга Липецкой области.
7.Млекопитающие. - М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 2012- 400с.
8.Популярная энциклопедия животных. Сост.: Ю.И. Смирнов. Оформление обложки А.С. Андреев – СПб: Миле - Экспресс, 2011 – 352с.
9.Птицы. – М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 1997 – 416с.
10.Сабунаев С.В. Я познаю мир. Энциклопедия «Удивительные животные».- М.: Аст «Апрель», 2013- 503с. Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)
Для обучающихся:
1.Большой советский атлас мира. - Оцифрованное изд. Т.
2. - М.: [Главлит], 1939. 2.Глобус;
3.Гербарии растений;
4. Игрушки, имитирующие животных;
5. Иллюстрации всех представителей животных и растений;
6.Коллекция минералов;
7.Диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы;
8.Определители животных, деревьев, следов животных;
9.Учебные плакаты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Сезонная приспособленность растений и животных», «Среда обитания», «Круговорот воды в природе», «Биосфера Земли».
Интернет-ресурсы:
1. http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
2. http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
3. http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
4. http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
5. http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
6.httpHYPERLINK"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"://HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ecoanalysisHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"orcHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
7. ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
8. http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html(Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
9. http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
10. http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).
11. http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДВОРЕЦ ШКОЛЬНИКОВ БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Утверждаю»
Приказ № ____ от «____» ____20__ г.
Зам. директора по ВР
Е.В. Кошкина________
ПРОГРАММА
воспитательной работы
на 2023- 2024 учебный год
студии «Живая планета»
педагог дополнительного образования
Селезнева Елена Александровна
БУГУЛЬМА 2023
Цель: формирование актуальных социальных и культурных компетенций обучающихся, навыков жизнестойкости и самоопределения, формирование навыков XXI века через приобщение детей к культурному наследию на муниципальном и региональном уровнях, через популяризацию среди обучающихся научных знаний, через физическое воспитание и формирование культуры здоровья, через трудовое воспитание детей и их профессиональное самоопределение, через экологическое воспитание и развитие добровольчества среди обучающихся, через содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей как приоритетов российской государственной политики в сфере образования.
Задачи:
- мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, развивать интерес к внутреннему миру другого человека;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им;
- формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способствовать формированию основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развивать гуманистические и демократические ценностные ориентации.
Циклограмма работы педагога дополнительного образования
в течение года
Ежедневно: подготовка к занятиям, заполнение учебной документации.
Еженедельно: планирование работы педагога, внесение изменений, подготовка к конкурсам по объединениям.
Ежемесячно: посещение заседаний МО, проведение мероприятий согласно ВП, изучение документов по педагогической деятельности.
Один раз в год: составление рабочей программы на каждый год обучения, выступление на педагогических чтениях, составление отчётов о проделанной работе за полугодия.
Направления и задачи воспитательной работы
Организация коллективной деятельности.
Задачи:
- формирование сплоченного коллектива через развитие коммуникативных
способностей обучающихся, организация работы по единению и сотрудничеству
руководителя и обучающихся, формирование навыков совместной деятельности;
- формирование чувства взаимного уважения.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
- выработка нравственного сознания, включающего устойчивые нравственные
убеждения, понятия;
- развитие глубоких нравственных чувств;
- формирование чувств уважения к человеку труда и старшему поколению;
- формирование навыков поведения.
3. Воспитание экологической культуры, приобщение к культуре здорового и безопасного образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Сформировать понятие о том, что только здоровый человек способен и готов к
активной творческой жизнедеятельности;
- развитие физических качеств обучающихся, формировать у них потребность в
ведении здорового образа жизни, желание быть здоровым;
- формирование чувств бережного отношения к природе и окружающей среде.
4. Гражданско-патриотическое воспитание
Задачи:
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему
и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- формирование чувств уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
героев Отечества;
- формирование чувств уважения к закону и правопорядку;
- формирование чувств гражданственности и патриотизма.
5. Воспитание любви к родине, малой родине.
Задачи:
- воспитание чувств верности своему Отечеству через любовь к семье и своему родному дому;
- формирование чувств бережного отношения к традициям многонационального
народа Российской Федерации;
- формирование чувств бережного отношения к культурному наследию страны.
6. Трудовое, профориентационное направление воспитательной работы.
Задачи:
- формирование чувства уважения к человеку труда и старшему поколению;
- формирование у обучающихся личностных и общественно - значимых мотивов
выбора профессии;
-определение склонностей, интересов и способностей, обучающихся к
конкретному виду деятельности и возможностей реализации;
- ознакомление обучающихся с профессиограммами, информация о ситуации на
рынке труда, об учебных заведениях республики, страны и о других способах
получения профессии.
7.Методическая работа, самообразование.
Задачи:
-формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой
деятельности;
- внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ