Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Тип проекта: информационно – практико ориентированный Воспитатель Карапузова Т.Г.

Вид проекта: групповой

Срок реализации проекта: ноябрь – март.

Участники проекта: дети 4-6 лет, родители воспитанников, воспитатель.

Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

Задачи:

- воспитать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;

- обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;

- вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу;

- научить детей правильно их подкармливать.

Актуальность проекта.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Анкетирование родителей по проблеме.

Обсуждение цели и задач с воспитателем, детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка маршрута для участников проекта.

этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Заготовка корма для птиц.

Изготовление кормушек.

Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой».

Подкормка и наблюдение за птицами.

Выставка детских работ.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Тематические выставки.

3 этап – заключительный

Обработка результатов реализации проекта.

Презентация проекта.

Участие в фотоконкурсе «На моей кормушке»

Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории детского сада

и «Лакомка» в городском парке.

Акция «Птицы – наши соседи на земле».

Содержание

Образовательная область

Месяц

Ответственный

Беседа «Сини

ч

ка-невеличка»

Познавательное развитие

Декабрь

Воспитатели

Развивающее плановое занятие «Где обедал воробей?»

Познавательное развитие

Декабрь

Воспитатель

Анкетирование для родителей

Социально-коммуникативное развитие

Ноябрь

Воспитатели

Беседа «Меню птиц»

Познавательное развитие

Ноябрь – март

Воспитатели

Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» (А. Яшин)

Социально-коммуникативное развитие

Ноябрь-декабрь

Воспитатели

Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек

Познавательное развитие

Ноябрь-январь

Родители

Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках

Познавательное развитие

Декабрь-март

Родители – воспитатели

Подкормка птиц во время прогулки

Социально-коммуникативное развитие

Декабрь- март

Воспитатели

Разучивание песен по теме проекта, музыкально-двигательных игр

Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

Ноябрь-март

Воспитатели

Коллективное рисование «Птицы на кормушке»

Художественно-эстетическое развитие

Январь

Воспитатель

Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри!»

Художественно-эстетическое развитие

Январь

Воспитатель

Экскурсия

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Январь

Родители, вспитатели

Аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири»

Художественно-эстетическое развитие

Январь

Воспитатели

Изготовление листовок «Покормите птиц зимой»

Художественно-эстетическое развитие

Январь

Родители

Оригами «Птицы прилетели»

Художественно-эстетическое развитие

Февраль

Воспитатели

Наблюдение за птичьими следами

Познавательное развитие

Январь

Воспитатели

Конкурс рисунков «Птичье кафе»

Художественно-эстетическое развитие

Февраль

Родители, воспитатели

Чтение художественной

литературы по теме проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

Декабрь-март

Родители, воспитатели

Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше

у

летит?»

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Декабрь-февраль

Воспитатели

Подвижные игры «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка»

Физическое развитие

Декабрь-февраль

Воспитатели

Фотоконкурс «На кормушке»

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Февраль

Родители, воспитатели

Экологический праздник «Птицы – наши соседи на земле»

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Февраль-март

Родители, воспитатели

Ожидаемые результаты реализации проекта

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное проявление у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в реализации проекта.

Сценарий экологического праздника

«Птицы – наши соседи на Земле»

Задачи:

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам;

- активизировать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей;

- создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей;

- учить детей замечать красоту зимнего леса, формировать эмоциональное отношение к природе.

Предварительная работа

- Анкетирование родителей.

- Организация и проведение конкурса «Кормушки для птиц».

- Оформление плакатов и листовок «Покормите птиц зимой».

- Оформление выставки «Меню для птиц».

- Изготовление костюмов, атрибутов для театрально-игровой деятельности.

Ход праздника.

ВЕДУЩАЯ:

Вот лес густой

Качает нам всем голов,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами, животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадаем в сказочный зимний лес! Сегодня мы будем говорить о птицах, наших соседях по планете.

Включается запись «Голоса птиц»

Беседа по вопросам:

- Назовите зимующих птиц.

- Почему их называют зимующими?

- Почему птицы летят зимой ближе к человеку?

- Как мы помогаем зимующим птицам?

- Каких птиц чем можно покормить?

ВЕДУЩАЯ: Птицы несут нам радость, они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. Много птиц вы разных знаете и загадок быстро отгадаете.

Задание родителям «Придумай загадку»

На каждый стол кладется коробочка с игрушечными зимующими птицами. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о зимующих птицах, чтобы дети могли отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный – дать описание каких-то характерных особенностей птицы, невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.

Дети отгадывают придуманные родителями загадки.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо! Загадки составлены и отгаданы. Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь.

«Парад кормушек»

Дети и взрослые демонстрируют изготовленные совместно кормушки.

ВЕДУЩАЯ: Зимой подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пернатым. Пернатые довольно успешно могут противостоять холодам, но если только вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птицам. Сегодня мы отправляемся на открытие птичьей столовой «Зернышко».

Дети и взрослые одеваются и отправляются посмотреть, как птицы слетятся к птичьей столовой.

ВЕДУЩАЯ:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все укрой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Оглянитесь вокруг, посмотрите, как красиво! А что вам нравится здесь?

Дети и родители встают в общий круг, взявшись за руки, слушают звуки леса, рассказывают, что услышали, вспоминают правила поведения в лесу.

ВЕДУЩАЯ: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей: не задевать ветки кустов – зимой они хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать и голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор.

Игра

«Отгадай, кто я?»

Ведущая предлагает родителям и детям разделиться на шесть команд. Каждая команда придумывает себе имя зимующей птицы, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга (парами) и по очереди начинают приветствие.

- Здравствуйте! Угадайте наше имя.

Участники перечисляют, какую пищу едят зимующие птицы, передают внешнее описание, другая команда отгадывает.

Затем родители и дети развешивают кормушки на деревья.

ВЕДУЩАЯ: Внимание! Внимание! Говорит лесное радио! Передаем важное сообщение: птичья столовая «Зернышко» открыта!

Звучит музыка. Дети с родителями гуляют по лесу, рассматривают следы на снегу.

Литература:

Горькованова

А. Н.

Перелетные и зимующие птицы России. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная пресса, 2008.

Кравченко И.

В., Долгова Т. Л.

Прогулки в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

Строков В.

В.

Пернатые друзья лесов. – М

,:

Просвещение, 1975.

Борейко

В.

Е.,

Гриценко

В. Н.

Спутник юного защитника природы. – Новосибирск: Изд-во

МСоЭС

, 2001.