Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Боровикова Е.В., МУДО ?Центр детского творчества ?Танкодром? Советского района г. Казани, 420087, Татарстан, г. Казань, ул. Латышских стрелков, д. 12

Экологическое образование и воспитание школьников – одна из задач современной школы, современного общества. 
В наше время, когда планета столкнулась с глобальными проблемами, экологическое образование и воспитание должно осуществляться с самого раннего детского возраста. Необходимо с первых школьных лет постепенно и систематически прививать экологические знания, знания о взаимоотношениях окружающей среды и общества, человека и природы, воспитывать поколение, способное экологически грамотно мыслить, рационально использовать природные ресурсы, решать возникающие экологические проблемы. Массовое экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность, прививать общечеловеческие ценности и культуру учащихся. 
Приоритетной целью экологического образования и воспитания младших школьников является побуждение интереса к природе родного края и получения навыков самостоятельной деятельности, формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
восстанавливать и сохранять природную среду для обеспечения благоприятных условий и для будущего поколения.
воспитывать у школьников чувство заботы об окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.
развивать у подрастающего поколения способности экологически грамотно мыслить.
понимать связь образа жизни человека с биологическими возможностями окружающей среды.
выявлять истоки экологических проблем, как следствие неадекватного, потребительского действия людей, уметь и желать активно защищать, улучшать и облагораживать окружающий нас мир природы.
развивать эмоциональную отзывчивость к экологическим проблемам планеты.
Именно в младшем звене школы формируются основы экологической культуры. Последующее отношение подрастающего поколения к природе во многом будет зависеть от того, осознает ли оно ценность природы, насколько глубоко будут им приняты нравственные и эстетические отношения к своему родному краю, к окружающему нас миру природы.
Основными направлениями экологического образования и воспитания младших школьников являются:
деятельная: участие воспитанников в конкурсах экологических проектов, плакатов, листовок, экологических акциях, операцях, таких экологических праздниках, как ?День здоровья?, ?День леса?, ?День птиц?, ?День воды?.
познавательная: экскурсии, посещение зооботсада, занятия в объединениях.
художественно-эстетическая: выставка детских поделок из природных материалов, посвящённая Дню леса. 
Работа детей с природным материалом развивает творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда, нестандартное мышление и воображение, обогащает духовный мир ребёнка, ненавязчиво и деликатно учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют ?глазом художника?. Природа как самый лучший художник воспитывает у своих благодарных зрителей подлинно художественный вкус, невольно знакомит с важнейшим жизненным принципом ?Не навреди!?, ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, если понадобилась кора, то нужно найти поваленное дерево. Так, постепенно ребёнок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы да и самой жизни на земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Поделки из природного материала – это не просто забава и приятное развлечение, это настоящее мастерство, искусство, творческий процесс. Как неповторима природа, так неповторимы и её дары. Каждое произведение уникально и совершенно. Поделка, сделанные своими руками – осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом.
Нет сомнений, что на сегодняшний день образованному человеку не обойтись без экологических знаний. Для решения экологических проблем, которые со временем становятся всё острее и требуют немедленного решения, приоритетным направлением является развитие системы непрерывного экологического образования, начиная с самого раннего детского возраста.
В настоящее время разработаны различные схемы экологического образования и воспитания младших школьников, проекты по привлечению членов семьи школьников к природоохранной деятельности, целью которых является воспитание экологической культуры в обществе. Экология должна стать одним из основных направлений образования, так как она ведёт к воспитанию творческих, нравственных людей, к оздоровлению общества, это единственный предмет, который даёт комплексное представление о нашем мире.