Экологическое воспитание современной молодежи
В современном мире очень актуальна проблема экологии. Многие люди потребительски относятся к природе или просто не задумываются о ее значимости.
В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Мы часто видим, что люди загрязняют окружающую среду строительным мусором, бытовыми отходами, уничтожают деревья и кустарники, что приводит к гибели не только растений, но и животных. Лес дает животным кормовую базу, поэтому численность и разнообразие животного мира напрямую зависит от состояния леса.
Возникает вопрос: как научить молодежь заботиться о нашей планете, если нет осознания серьезность ситуации? Ведь именно молодые люди будут принимать важные решения в будущем, которые коснутся окружающей среды. Таким образом, мы подошли к проблеме экологического воспитания.
Экологическое воспитание молодёжи — это длительный многоаспектный процесс приобщения к культуре взаимодействия с природной и социальной средой.
Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры как нового качества личности, включающего развитое экологическое сознание, эмоционально-нравственное и деятельностно-практическое отношение к окружающей среде.
Задачи экологического воспитания молодёжи:
формирование системы знаний об экологических проблемах совре
менности и пути их разрешения;
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного правового поведения и деятель
ности, здорового образа жизни;
развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния
и улучшению окружающей среды.
Формы экологического воспитания молодёжи:
практические занятия, экскурсии, природоохранны
е акции, массовые мероприятия;
экологические практикумы с использованием современно
го лабораторного оборудования;
психологические тренинги
экологической направленности;
деятельность детских и мол
одёжных экологических отрядов;
экологический монитори
нг состояния окружающей среды;
исследовательские экспедиции совместно со специалистами особо охраняемых природных территорий.
Если говорить о детях дошкольного и школьного возраста, то очень важное значение имеет пример взрослых. Речь идет не только о родителях, а обо все окружающих людях. Мы провели опрос в нашей школе и установили, что для 60% обучающихся 5-8 классов большое значение имеет пример, который показывают старшие ребята. Поэтому мы активно привлекаем обучающихся старших классов и студентов-выпускников к экологическому воспитанию младших ребят. Это происходит путем проведения бесед, конкурсов, совместных походов и волонтерских проектов. Например, уже 2 года мы занимаемся проращиванием и посадкой саженцев в местном лесу, а также изготовлением и пополнением кормушек для птиц и белок.
Важно не только говорить о необходимости бережного отношения к природе, но и показывать это на практике. Когда человек видит результаты своего труда, осознает, что делает очень полезное дело, то происходит измененение восприятия окружающего мира. Забота о природе становится частью жизни человека.