Экономика и дети- это интересно!
На первый взгляд экономика и дети – два совершенно несовместимых понятия. Но современная жизнь такова, что ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». На наших детей с раннего возраста обрушивается поток экономической информации. Мы должны на доступном ребёнку уровне преподнести экономическую информацию так, чтобы он понял всё, что хотел понять.
В 2021 году Краснолучский ясли- сад № 11 «Ромашка» начал экспериментальную работу по теме «Экономическое воспитание дошкольников». Приобщение дошкольников к экономической грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.).
В дошкольном возрасте под экономической грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В настоящее время мы находимся на втором этапе экспериментальной деятельности, цели которого:
1. Обогатить знания педагогов в рамках эксперимента.
2. Ознакомить родителей с целями и задачами эксперимента.
3. Разработать и апробировать этапы экспериментальной программы по реализации педагогических условий экономического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать промежуточный результат эксперимента.
Работу по экономическому воспитанию дошкольников мы начали с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство (72%) опрошенных считают, что экономическое воспитание должно быть включено в образовательный процесс, 26% родителей считают, что дети ещё малы для этого, 2% ещё не думали об этом. На самом деле многие родители не понимали, насколько важно приобщить ребенка к экономической грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.
Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Были проведены беседы, консультации, собрания, оформлены буклеты, памятки, информационный стенд. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Повышение экономической грамотности детей невозможно без наличия определенных знаний у педагогов. С целью выявления компетенций по вопросам экономического воспитания было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать вывод, что педагоги ДОУ № 11 считают необходимым проводить мероприятия по повышению экономической грамотности детей, начиная с дошкольного возраста. Большая часть, а это 90 %, считают, что начинать обучать детей экономическим темам должны совместно и родители, и педагоги. Но 55 % опрошенных педагогов предполагали затруднения в проведении занятий, так как это направление сравнительно новое в педагогике.
С целью актуализации и расширения знаний педагогов в области экономики и финансовой грамотности, в детском саду были проведены: консультации, семинар- практикум «Экономическая грамотность дошкольников», педагогические часы, педагогические советы, викторина «Знатоки экономики».
Так как ведущей деятельностью ребёнка -дошкольника является игра, именно в играх дети получают информацию о финансах по блокам: «труд-продукт», «деньги», «реклама», «экономика в быту».
В разделе «труд-продукт» мы знакомили детей с различными профессиями, понятиями «потребности», «товары», «услуги».
Дети узнали, что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. В игровой форме дети изучали спрос и предложение, принимали «заказы» на товары и услуги. Дошкольники играли в игры: «Что кому нужно, что кем производится?», «Профессии», «Что сначала, что потом», «Кому что нужно для работы», «Супермаркет», «Банк», «Кто кем работает?», «Услуги и товары», «Кто трудится, кто играет», «Угадай, где продаются», «Что и когда лучше продавать?», «Путешествие в страну товаров».
При изучении раздела «деньги» ребята узнали, что же такое деньги, откуда они берутся и куда можно потратить заработанное, знакомились с понятиями: бюджет, доход, расход, бартер, цена, валюта, банк, накопления, благотворительность, потребности, возможности. Проведены игры: «Дом, в котором «живут» деньги», «Доходы семьи», «Какие бывают расходы», «Подарки друзьям», «Магазин», Сложи купюру», «Маленькие покупки», «Что дешевле, что дороже», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка», «Найди размен», «Что можно и нельзя купить за деньги», «Хочу-надо», «Купи мороженое».
В разделе «Реклама» педагоги знакомили детей с историей возникновения рекламы, её видами, рекламными профессиями, раскрывали понятие «антиреклама», ребята учились по алгоритму создавать рекламу.С ребятами организована игровая деятельность: «Рекламное агентство», «Играем в рекламу», «Дерево объявлений», «Отгадай товар», «Чья реклама лучше», «Антиреклама»
При изучении раздела «экономика в быту» дети учились бережливости, хозяйственности, экономности в играх «Волшебный огонек», «Найди невыключенный прибор», «Экономь электроэнергию - включай электросчетчик», «Приключение капельки», «Советы Мойдодыра».
Вся наша работа осуществлялась в соответствии с заданным планом работы по формированию основ экономической грамотности дошкольника, которая включала в себя:
разработк
у
перспективно-
календарного планирования
создание «Банка занятий»
р
азработк
у
картотек: «Игры по экономическому воспитанию
», «
Экономические сказки»
Изготовление
лэпбука
экономической направленности
Пополне
ние
образовательн
ой
сред
ы
и организ
аци
ю
услови
й
для сюжетно
-
ролевых игр: «Банк», «Супермаркет»,
«Семья», «Парикмахерская», «Больница»
Создание групповых центров экономической грамотности
Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Организаци
ю
проектн
ой
деятельност
и
«Сказки читаем-экономику изучаем»
Знакомство детей с экономическими понятиями также происходи
ло
с использованием сказок, загадок, пословиц, просмотров мультфильмов,
театрализованны
х
игр с участием дошкольников («Муха
-
Цокотуха», «
Банк - теремок
»).
Подводя итог, можно сказать, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры дошкольников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения. Проведённые мероприятия помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, доход, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на экономическое воспитание дошкольников.