Выступление на тему

«Экскурсии в детском саду как эффективное средство ознакомления с родным краем»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося 
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.

В. А. Сухомлинский

Формирование  отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране  у его проявляются в чувстве восхищения своей страной и своим городом. Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных обязанностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего, эмоционально) на всё окружающее, новое в жизни.

Одной из форм работы с детьми по краеведенью является экскурсия.

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Именно экскурсии дают дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. В тематических экскурсиях заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Краеведческая деятельность позволяет ребёнку в процессе тематических прогулок, экскурсий, изучать свою страну, начиная с «малой родины», изучать патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно слышит, видит, осязает окружающий мир. Это создаёт у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий.

Но для того, чтобы полностью реализовались возможности воспитания патриотизма через экскурсионную деятельность, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов.

Важнейшим условием эффективности экскурсий с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощь педагогам  в этой работе.

Краеведческая работа осуществляется в условиях естественной для ребёнка среды жизнедеятельности, в условиях его «малой родины»: социальная и природная сферы микрорайона, отдельные страницы истории и культуры г.Людиново. Содержание экскурсий деятельности тесно связано с основной общеобразовательной  Программой «От рождения до школы», со знаменательными датами, отмечающимися в стране всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы города, с памятниками истории, расположенными недалеко от д\с.

Учёт возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов краеведческой работы как средства патриотического воспитания. Основной формой краеведческой деятельности дошкольников являются тематическая прогулка, экскурсия. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир. Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепку, конструирование, создание фотоотчёта.

Экскурсии и прогулки за пределы д\с, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач в нашем д\с мы проводим, начиная с пятилетнего возраста. Дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является непременным условием проведения длительных прогулок за пределами д\с. Для детей дошкольного возраста экскурсия является вполне приемлемой формой организации деятельности детей.

Обязательной составной частью экскурсий в ДОО является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребёнок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края, и тогда они проводятся с целью экологического образования детей. Во время таких прогулок организуется природоохранная работа, продумывается участие детей в экологических акциях. Основной целью прогулки может быть знакомство с историческими достопримечательностями. Такой вид прогулки является одним из наиболее действенных методов ознакомления детей с историей и культурой малой родины, воспитания патриотизма.

Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. При этом более важен не объём знаний, а создание ярких образов природных объектов и явлений. Важно «влюбить» ребёнка в родную природу. Для детей четырёх-пяти лет мы проводим прогулки по ближайшему природному окружению, в парк, показывая им не только красоту природы, но и красоту творений человеческих рук. Дети пяти-шести лет способны совершать более продолжительные прогулки по близлежащим улицам, названным в честь знаменитых земляков. В ходе таких прогулок ребята знакомятся с историей своего города, с его традициями. Следующий наш маршрут - это посещение Музея, где ребята не только знакомятся с правилами поведения в музеях, но и ближе, полнее узнают культурную и боевую историю своего города. В патриотическом воспитании дошкольников велика роль экскурсий к памятным местам Великой Отечественной войны. В нашем детском саду стали доброй традицией посещение Аллеи героев, Мемориала Великой Отечественной войны и возложение цветов на 9 мая. Это одна из самых трогательных, задевающих самые чувствительные струны детской души, экскурсий. Экскурсия заканчивается минутой молчания у Вечного огня.

Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать друзьям или родителям то, что он узнал от воспитателя.

Экскурсии - это мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес  у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания.        

Краеведческая деятельность воспитывает у дошкольников чувство уважения, гордости за ту землю, на которой они живут, помогает им ближе и полнее узнать историю и культуру своей родины, а это залог того, что в дальнейшем ребята с большим вниманием, уважением и интересом будут относиться к истории и культуре других народов.