* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Маткова Наталья Сергеевна

МБОУ «Иртышская СОШ», учитель

ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Согласно толковому словарю, слово экскурсия означает коллективную поездку (индивидуальную) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной целью [1, c.743]

Ни для кого не секрет что такого рода поездки и посещения давно стали обязательным элементом воспитательного процесса как отдельного класса, так и школы.

На мой взгляд особая роль принадлежит краеведческим экскурсиям.

Краеведение - это особая отрасль знания, которая включает в себя изучение истории родного края и города, дел и судеб земляков, традиций и обычаев предков в контексте истории страны в целом.

Целью экскурсий является воспитание любви и уважения к традициям Отечества, к малой Родине, родному краю.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

пробуждение

интерес

а

к прошлому

своей страны,

родного края;

о

знаком

ление

обучающихся с историей

и устройством х

рама

или монастыря

;

формирование умения самостоятельного поиска и обработки информации, умения представлять полученный результат;

формирование

умения

связно, последовательно и выразительно передавать свои впечатления от увиденного

;

формирование духовно-нравственных, ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности класса;

сплочение классного коллектива.

Как классный руководитель я обязательно планирую экскурсии. Это экскурсии в различные музеи: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Музейный комплекс воинской славы омичей, Исторический парк «Россия – моя история» и другие. Существуют комплексные экскурсии, например «Православное воинство» с посещением Воскресенского или Никольского соборов и парка Победы, предлагаемая паломнической службой «Ачаир» Омской и Тарской епархии.

Особой любовью с моей стороны пользуются духовные краеведческие экскурсии в православные храмы нашего города. В ходе которых воспитанники знакомятся с историей храмов и личностей, судьбы которых связаны с историей храма и нашего региона, особенностями устройства православного храма и колокольни, имеющимися святынями.

В качестве обратной связи провожу беседы, совместно с детьми устраиваю просмотр фотографий, сделанных ребятами, обучающимися были разработаны экскурсионный маршрут в Успенский собор, викторина о храмах Ачаирского женского монастыря.

При реализации планов могут возникнуть ряд трудностей, связанных с удаленностью нашего поселка от города, являющегося культурным центром нашего региона. Так, например, запланированная экскурсия в музей Гражданской войны не состоялась. Из-за плохой погоды выезд школьного автобуса был запрещен Дорожно-патрульной службой ГИБДД.

Но безвыходных ситуаций не бывает! У нас едва ли не за школьными воротами находится православный храм нашего поселка. И здесь мы с ребятами обязательно бываем.

Важно при планировании экскурсии учитывать возрастные особенности обучающихся.

Экскурсия для детей среднего и старшего звена обучения несколько отличается. В начале я предлагаю ребятам разделившись на группы самостоятельно найти информацию об устройстве православного храма, об истории храма в нашем поселке. Полученный результат дети оформляют в виде мини-исследования (презентация, видеоролик, плакат, макет и т.д.) и знакомят с результатами своего исследования весь класс. Таким образом происходит обмен полученными знаниями. А теперь можно идти в храм. Для детей 8 - 11 класса после осмотра храма организуется дополнительная беседа с батюшкой. О тематике следует договориться заранее.

В старшем школьном возрасте ребята уже могут рассуждать на различные темы, любят философствовать, способны анализировать проблемные ситуации, спорные вопросы истории нашего Отечества. Поэтому помимо организации исследовательской деятельности непосредственно перед самой экскурсией в Ачаирский Свято-Крестовый монастырь организую показ фильма «Сибирская Голгофа. Колония №8. (Ачаир)».

В нашем мире компьютерных технологий я использую в своей работе интерактивные экскурсии. Пользуюсь как готовыми работами с сайтов музеев, Ачаирского монастыря, библиотеки им. Пушкина, так и делаю сама. Например, неудавшуюся затею с поездкой в музей Гражданской войны я реализовала с помощью ИКТ.

Таким образом, воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. А в рамках духовных краеведческих экскурсий – повысить у обучающихся мотивацию к познанию православной культуры, поскольку православное христианство традиционно являлось ведущей религией нашего государства.

Литература:

Толковый словарь русского языка

: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.

Приложение