Маткова Наталья Сергеевна
МБОУ «Иртышская СОШ», учитель
ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Согласно толковому словарю, слово экскурсия означает коллективную поездку (индивидуальную) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с познавательной целью [1, c.743]
Ни для кого не секрет что такого рода поездки и посещения давно стали обязательным элементом воспитательного процесса как отдельного класса, так и школы.
На мой взгляд особая роль принадлежит краеведческим экскурсиям.
Краеведение - это особая отрасль знания, которая включает в себя изучение истории родного края и города, дел и судеб земляков, традиций и обычаев предков в контексте истории страны в целом.
Целью экскурсий является воспитание любви и уважения к традициям Отечества, к малой Родине, родному краю.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:
пробуждение
интерес
а
к прошлому
своей страны,
родного края;
о
знаком
ление
обучающихся с историей
и устройством х
рама
или монастыря
;
формирование умения самостоятельного поиска и обработки информации, умения представлять полученный результат;
формирование
умения
связно, последовательно и выразительно передавать свои впечатления от увиденного
;
формирование духовно-нравственных, ценностно-смысловых ориентиров жизнедеятельности класса;
сплочение классного коллектива.
Как классный руководитель я обязательно планирую экскурсии. Это экскурсии в различные музеи: Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Музейный комплекс воинской славы омичей, Исторический парк «Россия – моя история» и другие. Существуют комплексные экскурсии, например «Православное воинство» с посещением Воскресенского или Никольского соборов и парка Победы, предлагаемая паломнической службой «Ачаир» Омской и Тарской епархии.
Особой любовью с моей стороны пользуются духовные краеведческие экскурсии в православные храмы нашего города. В ходе которых воспитанники знакомятся с историей храмов и личностей, судьбы которых связаны с историей храма и нашего региона, особенностями устройства православного храма и колокольни, имеющимися святынями.
В качестве обратной связи провожу беседы, совместно с детьми устраиваю просмотр фотографий, сделанных ребятами, обучающимися были разработаны экскурсионный маршрут в Успенский собор, викторина о храмах Ачаирского женского монастыря.
При реализации планов могут возникнуть ряд трудностей, связанных с удаленностью нашего поселка от города, являющегося культурным центром нашего региона. Так, например, запланированная экскурсия в музей Гражданской войны не состоялась. Из-за плохой погоды выезд школьного автобуса был запрещен Дорожно-патрульной службой ГИБДД.
Но безвыходных ситуаций не бывает! У нас едва ли не за школьными воротами находится православный храм нашего поселка. И здесь мы с ребятами обязательно бываем.
Важно при планировании экскурсии учитывать возрастные особенности обучающихся.
Экскурсия для детей среднего и старшего звена обучения несколько отличается. В начале я предлагаю ребятам разделившись на группы самостоятельно найти информацию об устройстве православного храма, об истории храма в нашем поселке. Полученный результат дети оформляют в виде мини-исследования (презентация, видеоролик, плакат, макет и т.д.) и знакомят с результатами своего исследования весь класс. Таким образом происходит обмен полученными знаниями. А теперь можно идти в храм. Для детей 8 - 11 класса после осмотра храма организуется дополнительная беседа с батюшкой. О тематике следует договориться заранее.
В старшем школьном возрасте ребята уже могут рассуждать на различные темы, любят философствовать, способны анализировать проблемные ситуации, спорные вопросы истории нашего Отечества. Поэтому помимо организации исследовательской деятельности непосредственно перед самой экскурсией в Ачаирский Свято-Крестовый монастырь организую показ фильма «Сибирская Голгофа. Колония №8. (Ачаир)».
В нашем мире компьютерных технологий я использую в своей работе интерактивные экскурсии. Пользуюсь как готовыми работами с сайтов музеев, Ачаирского монастыря, библиотеки им. Пушкина, так и делаю сама. Например, неудавшуюся затею с поездкой в музей Гражданской войны я реализовала с помощью ИКТ.
Таким образом, воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. А в рамках духовных краеведческих экскурсий – повысить у обучающихся мотивацию к познанию православной культуры, поскольку православное христианство традиционно являлось ведущей религией нашего государства.
Литература:
Толковый словарь русского языка
: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
Приложение