Сценарий математической игры "Экспедиция в страну чисел"
Учитель математики Кемпендяйской политехнической СОШ им. В.И. Иванова
Ноговицына Ньургуйаана Золсовна
Математические игры для учащихся 8-9 классов предоставляют уникальную возможность не только развить аналитическое мышление, но и повысить интерес к предмету. Важно, чтобы такие игры были разнообразными и адаптированными к уровню знаний школьников. Например, можно организовать квесты, в которых участники решают задачи, спрятанные по всему классу или школе. Это создает атмосферу соревнования и вовлекает учеников в процесс обучения.
Участники делятся на команды по 4-6 человек. Каждая команда получает карту, на которой отмечены различные остановки с математическими задачами, спрятанными в квесте. Цель игры — собрать как можно больше "числовых жетонов", решив задачи.
Этап 1: "Лабиринт чисел". Команды входят в лабиринт, где на стенах расположены загадки. Каждое правильное решение открывает проход к следующему уровню. За каждую верно решенную задачу команда получает жетоны, которые можно будет обменять на подсказки в дальнейшем.
Этап 2: "Математическая битва". На открытой площадке команды соревнуются в решении математических задач. Каждая команда выбирает свой "квадрат", где должен решаться математический ребус. Параллельно проходит викторина с вопросами по математике, и за каждую правильную ответ команда дополнительно получает жетоны.
Финал: В конце игры команды собираются в центральной точке, где произойдет награждение. Победитель определяется по количеству собранных жетонов. Все команды получают сертификаты участника, а победители — призы за успехи в математике и командной работе.
На каждой остановке карты команды сталкиваются с уникальными математическими задачами, позволяющими не только разгадывать головоломки, но и развивать критическое мышление и командное взаимодействие. В "Лабиринте чисел" задачи варьируются от простых арифметических уравнений до сложных логических задач, что позволяет каждому участнику проявить свои сильные стороны. Команды должны работать совместно, обсуждая возможные стратегии и делясь друг с другом идеями для решения.
После завершения первого этапа, команды переходят к "Математической битве", где атмосфера накаляется. Каждая команда старается не только решить задачи, но и быстро реагировать на вопросы викторины, ловко поднимая руки в стремлении быть первыми. Это создает дух соперничества, где на каждом шагу игроки чувствуют азарт и желание победить. За каждую классно решенную задачу команды поднимают свои жетоны, преобразуя их в реальные шансы на приз.
Финал завершает эту увлекательную экспедицию, позволяя участникам и зрителям насладиться атмосферой праздника. Все команды, независимо от результата, чувствуют удовлетворение от выполненной работы, изученных знаний и дружбы, заведомо крепко оформленной во время игры. Таким образом, "Экспедиция в страну чисел" становится не только увлекательным соревнованием, но и ценным образовательным опытом для всех участников.
Первая задача может заключаться в разгадке шифра. Участникам нужно будет расшифровать послание, используя прямое или обратное алфавитное соответствие. Вторая задача может включать ролевую игру, где участникам необходимо изобразить определенных персонажей, чтобы получить подсказку от "наставника". Это добавит элемент взаимодействия и веселья.
Третья задача может быть основана на логических задачах, где команды должны решить головоломку, чтобы открыть сейф или найти ключ. Четвертая задача может требовать физической активности, например, командные соревнования по решению лабиринтов или поиску предметов на время. Это привлечет внимание участников и добавит адреналина в процесс.
Пятая задача может быть связана с творческим подходом, например, участникам предложить создать оригинальную историю или стихотворение на основе подсказок, найденных в ходе квеста. Это даст возможность проявить фантазию и воображение, а также сплотит команду, когда каждый будет вносить свой вклад в общее творчество.
Шестая задача может потребовать от участников задание на наблюдательность, где они должны будут найти определенные предметы или детали в заданной локации. Это будет не только развлекательно, но и стимулирует внимание к окружающей обстановке. Подобная задача легко адаптируется под любую тему квеста.
Наконец, добавление элементов технологии, таких как QR-коды или мобильные приложения, может сделать ваш квест современным и интерактивным. Участники смогут сканировать коды для получения заданий или подсказок, что добавит элемент новизны и технологий в традиционный формат квеста. Такой подход привлечет молодежную аудиторию и сделает мероприятие еще более динамичным.
Приложение
Шифр №1. Картинка
Рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него: веник +розетка = пылесос Усложнение: сделайте пазл, разрезав фото на несколько частей.
Шифр 2. Чехарда.
Поменяйте в слове буквы местами: ДИВАН = НИДАВ
Шифр 3. Греческий алфавит.
Закодируйте послание буквами греческого алфавита, а детям выдайте ключ:
Шифр 4. Наоборот.
Пишете задание задом наперед:
каждое слово:
Етищи
далк
доп
йонсос
или все предложение, или даже абзац:
етсем
морком
момас
в -
акзаксдоп
яащюуделС
.
итуп
монрев
ан
ыВ
Шифр 5. Зеркально.
Чтобы прочитать текст - к нему нужно приставить зеркало. (чтобы написать, мне тоже зеркало нужно :) иначе трудно сообразить, какую букву куда завернуть)
(детям, то в самом можно выдать им "волшебный мешочек": там ключ к "греческому алфавиту", зеркало, "окошки", ручки и листы бумаги, и еще всякая ненужная всячина для запутывания. Находя очередную загадку, они должны были сами сообразить, что из мешочка поможет найти отгадку)
Шифр 6. Ребус.
Слово кодируется в картинках:
Шифр 7. Следующая буква.
Пишем слово, заменяя все буквы в нем на следующие по алфавиту (тогда Я заменяется на А, по кругу). Или предыдущие, или следующие через 5 букв :).
ШКАФ = ЩЛБХ
Шифр 8. Классика в помощь.
Берем книгу, в ней страницу. Далее каждая буква в слове-загадке кодируется как № строки № буквы в строке.
Здесь есть где разгуляться и для продвинутых квестеров можно дополнительно зашифровать название книги.
Я брала стихотворение (и говорила детям, какое именно) и шифр из 2х цифр: № строки № буквы в строке.
Пример:
Пушкин "Зимний вечер"
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
21 44 36 32 82 82 44 33 12 23 82 28
«Математическая битва»
№1. Который час
На шашлыках кто-то из компании спросил программиста, который час. Программист ответил: «Если бы сейчас было на два часа позже, то до полуночи оставалось бы в два раза меньше времени, чем если бы сейчас было на час позже. Который сейчас час?»
Решение
Раз наша задача — выяснить, который сейчас час, то обозначим текущее время за X, а всё остальное будем привязывать к этому иксу. Теперь переведём все данные, которые у нас есть из условия, на язык математики:
Сейчас время X.
Через два часа будет X + 2.
До полуночи оставалось бы 24 − (X + 2).
Через час будет X + 1.
До полуночи в этом случае останется 24 − (X + 1).
Число из п. 3 вдвое меньше, чем число из п. 5.
Запишем выражение из п. 6 в виде уравнения
24 − (X + 1) = (24 − (X + 2)) × 2
Нам осталось решить это уравнение и найти X — текущее время по условию задачи.
24 − (X + 1) = (24 − (X + 2)) × 2