Экстрадиция и ее уголовно-правовое значение.
Международное уголовное право как совокупность норм и принципов, направленных на регулирование взаимодействия государств в борьбе с международной преступностью, ориентировано на поддержание законности и правопорядка. В свою очередь, законность и правопорядок могут поддерживаться при обстоятельствах обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступные деяния. Проблема трансграничной преступности представляет опасность как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества. Отсутствие надлежащего правового сотрудничества между государствами, приводит к появлению и распространению опасной практики, когда преступники, совершая преступление в одном государстве, незаконно пересекают границы другого в целях избежать осуществления правосудия несения уголовной ответственности. Для достижения практического применения принципа неотвратимости наказания необходимо обеспечить физическое присутствие непосредственных фигурантов в судебном заседании, на что и направлено действие института выдачи преступников. Становится очевидно, какую важную роль играет институт выдачи преступников (экстрадиции) в международном уголовном праве.[1]1
Экстрадиция - Официальная выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства.
«Под выдачей, как правило, понимается лишь доставка одним государством находящегося на его территории лица другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора. В свою очередь, под передачей понимается доставка государством лица в международный орган или учреждение юстиции, как правило, Международный уголовный суд или Международный трибунал для уголовного преследования или осуществления правосудия. В этом случае имеет место передача национальными органами и учреждениями юстиции (судами) Международному уголовному суду или международным трибуналам права осуществить правосудие в отношении гражданина своей страны, что, по мнению некоторых ученых, вообще не может являться экстрадицией, поскольку последняя предполагает только передачу лица другому государству.»[2]2
Аналогично тому, как принцип добросовестности в международном праве играет основную роль в процессе поддержания дружественных отношений и сотрудничества между государствами, так и институт выдачи преступников (далее институт экстрадиции) приобретает основополагающее значение для придания международному уголовному праву (как специальной отрасли международного права) характера целостности и завершенности.
«Экстрадицию также необходимо отличать от таких мер, как депортация, высылка и выдворение. Принципиальное отличие заключается в том, что все указанные меры носят административную природу и предусматривают упрощенный порядок (процедуру) осуществления. Реализация указанных мер регулируется национальным административным законодательством (в России – в основном Кодексом об административных правонарушениях РФ и ФЗ РФ № 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и происходит по инициативе государства пребывания лица без согласия и участия других стран, в том числе стран, гражданами которых являются выдворяемые (депортируемые или высылаемые) лица.[3]3
Проблема выдачи преступников является одной из наиболее сложных в международной борьбе с преступностью, так как непосредственно затрагивает вопросы суверенитета заинтересованных государств. Особенности процедуры выдачи вызывают большое количество сложностей, часто сопровождающихся длительным временным периодом в связи с тем, что затрагивает интересы нескольких государств, и различных ведомств каждого из них.
На основе международных актов и УК РФ, экстрадиция в РФ подлежат следующие принципы: - преступления должны быть влекущие за собой выдачу, т. е. входить в число преступлений, за которые можно получить запрос о выдаче;
преступление должно быть деянием с двойной преступностью;
при выдаче необходимо соблюдать принцип «специализации» или «конкретности» (уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого выдача имела место).
В выдаче может быть отказано, если:
уголовное преследование носит политический характер;
преступление совершено в отношении военных и финансовых преступлений;
преследование осуществляется по дискриминационному
признаку (расы, религии, национальности или политических убеждений); - истекли сроки исковой давности; в целях соблюдения принципа «non bis in idem»; если выдается лицу, может быть наказан смертной казни, и
др.
Российская Федерация может отказать в выдаче иностранного гражданин или лицо без гражданства, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, совершено полностью или частично на ее территории. Не важно, был инициатором совершения деяния или вредные последствия преступления произошли на нашей территории. Лицо не может быть выдано в случае недостаточности или слабости доказательств причастности разыскиваемого лица к совершению преступления, к которому обращена просьба о выдаче.
Институт экстрадиции продолжает развиваться. Несмотря на некоторые различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Предприятия-эмитента это возможно, когда вы гарантировать, что выдается будет гарантировано право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод человека. В заключение сделаем вывод, что содержание института экстрадиции не ограничивается вопросами выдачи преступников, но и также обеспечивает правовое регулирование международного сотрудничества и правовой помощи между государствами по уголовным и гражданским делам.
На основе изучения региональных и локальных конвенций и двусторонних договоров об экстрадиции можно условно дифференциации. Правовых оснований для отказа в экстрадиции в их юридическому значению можно разделить на три группы: императивные, диспозитивные и факультативные.[4]4
1). Императивные правовые нормы путем достижения общего соглашения государств.
2). Универсальные императивные нормы в отказе выдачи можно считать те правила, которые вывешены во всех региональных конвенций о выдаче преступников. Как известно, сегодня в международной практики не существует универсальной Конвенции об экстрадиции, положения имеют важное значение для установления единых стандартов для отказа в экстрадиции.
3). Диспозитивные нормы в отказе в выдаче в первую очередь процедурные; несоблюдение процессуальных норм может, по усмотрению суда, служить основанием для невыдачи. Что касается факультативных правил, то они содержат ряд вариантов решения проблем, связанных с конкретной проблемой.
Императивные основания для отказа в выдаче может быть, в частности:
а) смертная казнь в качестве наказания в запрашивающем государстве;
б) пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания;
в) правило «non bis in idem»; г) отказом в выдаче из-за некоторых «политических мотивов»;
е) совершение воинских преступлений;
ж) истечения срока давности.
Таким образом, в заключение отметим, что сегодня в Российской Федерации правовая база в целом обеспечивает гарантию прав и свобод, о выдаче (экстрадиции) в области международного уголовного правосудия
Литература:
1.ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Часть 78/Томск Издательский Дом Томского государственного университета 2018 -с 1-4.
2. Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М. : Волтер-Клуверс, 2005. С. 24.
3. Семенов А.Ю. Экстрадиция в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 6. С.50.
4. Гончаренко А.И. Условия экстрадиции // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 147.
Сафаров Н.А. Экстрадиция в международном уголовном праве: проблемы теории и практики. М. : Волтер-Клуверс, 2005. С. 24.
Семенов А.Ю. Экстрадиция в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 6. С.50
Гончаренко А.И. Условия экстрадиции // Общество и право. 2015. № 2 (52). С. 147.
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Часть 78/Томск Издательский Дом Томского государственного университета 2018 -с 1-4.