Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка
* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Музыкальный руководитель Саяпина Е.И.

Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Карл Орф.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах.

Для того чтобы развить музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть активным деятелем, сочинителем. Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонии. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования. Она должна быть доступна, понятна и привычна ребенку. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, чем-нибудь звенеть, греметь.

Звуки окружают нас везде и повсюду – мы живем в звуковой среде. Они вызывают у нас самые различные ощущения, которые бывает очень сложно характеризовать. Одни звуки нам мешают (даже очень тихие), другие (порой очень громкие) совершенно нас не беспокоят. Особенно значим и интересен мир звуков для детей. Именно дети часто слышат и откликаются на звуки, на которые мы, взрослые, даже не обратим внимание. Часто и необъяснимые страхи ребенка тоже приходят из мира звуков и задача нас, взрослых, помочь ему разобраться и адаптироваться в этом необычном и многогранном мире.

Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется импровизации с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Необычное и вместе с тем простое звучание орфрвских инструментов понятно и привычно для детей, что дает возможность с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

На занятиях я знакомлю детей с различными звуками, объясняю, что есть звуки музыкальные, а есть шумы. Прислушавшись, вместе с ребятами, мы начинаем придумывать и показывать все звуки, которые мы услышали. Затем мы играем – я начинаю петь упражнение,сочиненное Т Боровик, а ребята показывают заданные звуки: « В доме моем тишина, в доме моем я одна. Только слышно как «ШУРШУНЧИКИ»(храпунчики, щелкунчики, сопунчики, бурчунчики, смешунчики, пискунчики, шептунчики и т.д) шумят.»

Можно добавить другие звуки и те, что придумают сами ребята. Это упражнение всегда вызывают оживление у детей, даже самые замкнутые дети с удовольствием принимают в нем участие. С большим удовольствием дети выполняют и различные задания, где они подражают звукам природы, которые можно услышать весной, летом, осенью. Затем мы озвучиваем это различными шумовыми инструментами, а затем можно предложить нарисовать дома «портрет» понравившегося звука.

Также ребята с удовольствием добавляют звучание подходящих по тембру шумовых инструментов в аккомпанемент тех песен, которые мы с ними слушаем и поем: «Пестрый колпачек» Г.Струве, «Песенка- капель» В.Алексеева, «Музыкальная табакерка» А.Лядова, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича, «Кавалерийская» Д.Кабалевского, «Смелый наездник» Р.Шумана и др. С большим удовольствием дети подыгрывают, слушая осетинские танцевальные мелодии и исполняя песни осетинского крмпозитора Л. Цаллаговой. Именно четкий ритм, веселый легкий характер многих осетинских мелодий раскрывают большие возможности для полета детской фантазии и проявления творчества.

Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и естественно соединяется с главной целью образования—помогать ребенку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» – именно этот тезис Песталоцци лежит в основе принципов обучения Карла Орфа. Музыкальные занятия должны стать «обучением в действии». Не только слушая, исполняя, но и сочиняя элементарную музыку дети познают ее в реальном действии. Именно в этом заложена успешность не только обучения, но и воспитание творческого, активного мыслящего ЧЕЛОВЕКА.