МБОУ С(К)Ш
Тема:
«Элементы проблемного обучения на уроках истории коррекционной школы – как основа формирования базовых учебных действий»
Подготовила:
Степанова С.А.
учитель истории
2024 год
г. Биробиджан
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.игровые технологии
6.информационно-коммуникационные технологии
7.нравственная технология
8.здоровьесберегающие технологии
Актуальность темы подтверждается выявленным противоречием, и острой необходимостью учёта характерных особенностей условий сельской школы, и современными задачами образования по усилению мотивации учащихся, а так же выработке у них собственной гражданской позиции, стимулирующей к самостоятельному принятию решения, чувства ответственности за судьбу страны.
Объектом данной исследовательской работы является проблемное обучение в контексте современного исторического образования.
Предметом данной работы является практическое применение метода проблемного обучения на уроках истории.
Цель: раскрыть методику основ проблемного обучения и рассмотреть его практическое применение.
Задача: рассмотреть методику организации проблемного обучения на уроках истории.
В течение трёх лет я работаю над методической темой «Элементы проблемного обучения на уроках истории коррекционной школы – как основа формирования базовых учебных действий» и применяю эту же тему к урокам истории в 7-9 классах.
Проблемное обучение отвечает требованиям времени: обучать - исследуя, исследовать - обучая. Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение — это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В. Т. Кудрявцев, 1991).
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся необходимо развивать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:
Создают проблемную ситуацию, анализируют её и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.
Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, но чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несёт в себе новое знание об изучаемом объекте.
Основная цель создания проблемных ситуаций на уроках истории заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
-определяет проблемные теоретические и практические задания;
-ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса)
Мне, как учителю специальной (коррекционной) школы необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Обучение проводить так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность.
В связи с этим возникла необходимость в разработке содержания и организации уроков истории, в которых бы уделялось внимание развитию познавательной активности умственно отсталых учащихся.
В процессе организации обучения мною используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. При проведении уроков стараюсь увеличить долю самостоятельных работ учащихся.
Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед обучающимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Своеобразие и новизна моего опыта заключена в стремлении использовать проблемное обучение как технологию развивающего образования, направленного на активное получение обучающимися знаний, формирование приемов исследовательской, познавательной деятельности, приобщение к научному поиску, творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.
Принцип проблемности отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моей работы в данном направлении является формирование активной познавательной деятельности обучающихся, состоящее в поиске и решении сложных вопросов, которые требуют актуализации знаний и умений и обеспечение на этой основе мотивации учений.
Учебный процесс стараюсь строить на основе творческого сотрудничества учителя и ученика.
Реализация данных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
Технология методов проблемного обучения
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Для решения обозначенных задач использую различные методы:
- по степени активности познавательной деятельности - репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, проблемно - обобщающие, частично-поисковые, исследовательские;
- по источнику получения знаний - словесные, наглядные, практические;
- по логическому подходу - индуктивные, дедуктивные, аналитические, эстетические.
Рассмотрим подробнее сложившуюся у меня систему проблемного обучения.
Проблемное обучение можно разделить на три вида:
- проблемное изложение;
- поисковая беседа с созданием проблемной ситуации;
- исследовательский метод.
Исходя из этого, технологию моей работы можно представить в виде следующей системы.
Этапы
Класс
Формы работы
I
6
Постановка познавательных вопросов, заданий и задач.
II
7 - 8
Сочетание проблемного изложения с решением логических задач.
III
9
Эвристическая беседа и проблемное изложение, постановка проблемы создание проблемных ситуаций.
Этапы Класс Формы работы
I 6 Постановка познавательных вопросов, заданий и задач.
II 7 - 8 Сочетание проблемного изложения с решением логических задач.
III 9 Эвристическая беседа и проблемное изложение, постановка проблемы создание проблемных ситуаций.
I этап - постановка познавательных вопросов и заданий:введение элементов проблемного обучения в 6 классах. На этом этапе в начале урока даю обучающимся познавательные задания: выяснить причины, предпосылки, значения, последствия исторических событий. Решение познавательного задания происходит в процессе объяснения учителя, самостоятельной работы с учебником, иногда с документами. Применяю различные формы работы: индивидуальная, групповая, в парах. В течение урока ставлю вопросы, направленные на решение познавательного задания. Подобные вопросы дисциплинируют и углубляют мышление.
На II этапе при решении логических задач применяю различные памятки - логические схемы в виде рекомендаций, рассчитанных на творческое применение. Эти памятки использую с целью создания определенного алгоритма решения познавательных задач. Применяю памятки: «Сравнения двух фактов », «Изучение причин события», «Характеристика исторического события», «Как составить план», «Как надо строить доказательства» и др.
Логические задачи являются частью проблемного изложения материала. На этом этапе чётко сообщаю проблему, излагаю факты, делаю выводы. В классе создаётся атмосфера поиска, так как обучающиеся следят за логикой изложения учителя, решая при этом проблемные задания.
III этап в работе - это организация эвристической беседы в ходе изучения или повторения материала. Поисковая беседа ведет к активной деятельности обучающихся, так как я прерываю свой рассказ вопросами типа - "А почему?", "А как вы думаете?", "Подтвердите..." " Сравните ...", "Докажите ...", "Проанализируете...».
Поисковая беседа - самая распространенная форма проблемного обучения. Система вопросов для задания способствует формированию у обучающихся навыков и умений делать анализ, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления. Задача беседы заключается в том, чтобы определенным способом подвести детей к выводу по теме.
В начале беседы отчетливо ставлю цель (может быть проблемная ситуация) и далее в строгой последовательности даю вопросы и выделяю существенные признаки события, совместно с учениками делаем общие выводы. Каждый вопрос - ступенька ведущая к обобщению материала. Таким образом, всю работу с обучающимися стараюсь строить на принципах: целенаправленности, научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, доступности развивающего обучения.
Использовать методы проблемного обучения целесообразнее при закреплении материала. Начинать работу следует с первых уроков истории. Например, в 6 классе, при изучении раздела: «История нашей страны древнейшего периода» предлагаю учащимся практическую работу по исторической тематике (нарисовать основные орудия труда древнейших людей, оружия и т.п.). Разнообразные дидактические игры использую на этапе повторения.
На уроках использую проблемные вопросы и проблемные ситуации. Они, как правило, вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится в прежних знаниях ученика, ни в предъявляемой учителем информации. Подобные вопросы стараюсь задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания.
Вопросы задаются всему классу, но как правило, отвечают на них сильные учащиеся.
Организовываю дифференцированные задания по карточкам. При этом учащиеся работают самостоятельно. Те, которые испытывают трудности в овладении материалом, при выполнении задания могут пользоваться учебником.
Формы проверки знаний:
1) индивидуальная
-работа по карточкам на рабочем месте;
-рассказ у доски;
-составление планов, таблиц.
2) групповая
-беседа по теме;
-обсуждение вопросов, задач, проблем
-решение проблемных задач
3) фронтальная
-тестирование;
-контрольная работа.
Для меня главное - это и создание проблемной ситуации, и обучение обучающихся умению решать проблемы, а так же видеть их. В любом классе, на процесс создания проблемной ситуации влияет несколько факторов:
- уровень развития обучающихся,
- характер исторического материала,
- педагогические цели,
- познавательные способности обучающихся, их интересы.
Создавая проблемную ситуацию, я направляю обучающихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, обучающихся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Формирование навыков решения проблемных ситуаций, задач на уроках позволяет повысить качество знаний обучающихся по предмету.
Выводы:
Анализируя свою работу, могу отметить:
- не все обучение должно быть проблемным, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Однако система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Список используемой литературы
Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М., 1994
Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. М., 1999
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2001
Журнал «Преподавание истории в школе» №1 (1993), №4 (1994)