Технологическая карта урока _русского языка
Тема урока: «Наречие как часть речи»
Класс: 7
Тип урока:
1. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Дидактическая цель:
1. Восприятие и первичное осознание нового материала.
Цели по содержанию:
Образовательная:
Создать условия для знакомства учащихся с новой частью речи – наречием, его грамматическими признаками как части речи; формировать навык находить новую часть речи в тексте, слова, которые она поясняет, задавать вопросы; формировать умение
делать синтаксический разбор предложения; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающая:
Развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности; развивать умение ориентироваться в своей системе зна
ний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
наглядно-образное
мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать
развитию
связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навык
и-
умения слушать другого человека.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность; формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о
правилах поведения и общения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Находить наречия по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным и другим наречиям.
Метапредметные:1. Оценивать достигнутый результат учения, проектировать траекторию дальнейшего развития, 2.Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 3. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, фронтальной и парной работы.
Личностные: Позитивная моральная оценка, формирование познавательного интереса к изучению нового.
Методы обучения: (по Лернеру И.Я., Скаткину М.Н.)
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Технология: Технология урока на деятельностной основе
Информационно-коммуникационные технологии
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная,общеклассная
Средства обучения:
1.Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / [ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, и др. научн. ред. Н.М.Шанский, ] – М.: Просвещение, 2011.
2.Мультимедийная презентация «наречие как часть речи»
3. Сигнальные карты.
4. Раздаточный материал
5. Лист самооценки
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Примечание
1. Организационный момент
3 мин
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Использует приём «Яркое пятно»: Читает стихотворение, задаёт вопросы.
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Осип Беленький
Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
- Чувством радости, счастья, восторженности!
- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
- Пломбирны.
- Есть ли такое слово в русском языке?
- Нет.
- Значит, его придумал сам автор, это авторский неологизм. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,
Познавательные: наблюдение, восприятие информации
( слайд 1)
Приложение №1
2. Мотивация и целеполагание
5 мин
1. Читает девиз, под которым пройдёт урок. «Хочу узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа». А чтобы узнать тайны слова, нам необходимо сейчас отправиться опять в волшебную страну морфологии и обязательно совершить там открытие, разгадать тайну, которую скрывают от нас слова.
Просит мысленно отправиться в волшебную страну Морфологию.
Ответить на вопросы:
-Что это за страна Морфология?
-Назвать жителей этой страны.
2. Просит сформулировать тему урока, пообщавшись в парах, обратив внимание на выделенные слова в первой строфе стихотворения.
Слова какой части речи встречаются в этих строчках встречаются чаще всего.
3.Просит записать в тетради число вид работы и тему урока.
4. Просит сформулировать цели урока
Слушают учителя.
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Обращаются к стихотворению, определяют, к какой части слова они относятся и определяют тему урока.
Записывают число, вид работы и тему урока
Формулируют цели урока.
Коммуникативные:
-умение точно и полно выражать свои мысли.
Познавательные:
-умение ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные:
Сформулировать цель урока.
- планировать свою деятельность;
-определять последовательность действий на уроке.
-умение высказывать свое предположение.
(слайд 2)
(слайд 1) приложение №1
Слайд 3-4
3. Актуализация опорных знаний
3 мин
Приём «Верные -неверные утверждения».
Приложение № 2
«Верное и неверное утверждение»
1) Верно ли, что наречие самостоятельная часть речи? (ДА)
2) Верно ли, что оно обозначает признак действия, признак другого признака? (ДА)
3) Верно ли, что наречие отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? (ДА)
4) Верно ли, что в словах поздно, влево окончание О? (НЕВЕРНО)
5) Верно ли, что наречие неизменяемая часть речи? (ДА)
6) Верно ли, что в предложении «Я учусь охотно» слово охотно — определение.(НЕВЕРНО)
7) Верно ли, что наречие в предложении является обстоятельством? (ВЕРНО)
8).Верно ли, что я правильно подобрала наречие в предложении «Медленно палило солнце» (НЕВЕРНО)
Обращает внимание на сигнальные карты, и лист самооценки и ход работы
Отвечают на вопросы учителя с помощью сигнальных карт
(1 этап самооценки )
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Регулятивные:
- умение осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
-умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Сигнальные карты, лист самооценки
Приложение №2
4. Восприятие, осмысление и первичное запоминание
10 мин
Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия? Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
Выступление учащегося в роли Наречия.
- Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие
И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие».
Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
Обращается к учащимся, почему у наречия такое название.
Обращает внимание на 32 параграф учебника
Просит дать определение: Что такое наречие?
1. Подготовленный ученик выступает в роли Наречия.
2. Ученики слушают и составляют кластер.
3. Читают параграф 32 учебника и дополняют кластер.
Проверяют по эталону
4.В парах задают друг другу вопросы
5. Дают определение наречию.
2-ой этап самооценки
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Работать в паре (группе), договариваться о совместной деятельности.
3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.
Познавательные УУД
1. Использовать в учебной деятельности ИКТ.
2. Извлекать информацию из источника, преобразовывать её из одной формы в другую (текст в таблицу).
(слайд 5)
(слайд 6)
Приложение №3
5. Проверка усвоения
15 мин
Обращает внимание ребят на таблички на стене.
Просит найти и записать в тетрадь те словосочетания, в которых есть наречия, разобрать эти словосочетания.
Составить с одним словосочетанием предложение простое и разобрать по членам
Учащиеся находят словосочетания записывают, разбирают по составу, разбирают словосочетание
Составляют предложение, разбирают по членам
несколько учеников работает у доски
Проверяют
(3 этап самооценки)
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Регулятивные:
- умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-определять последователь-
ность действий на уроке.
Познавательные:
- добывать новые знания:
- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других
Личностные :
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом
6. Закрепление
10 мин
Творческий диктант
Выполнение данного задания формирует навыки правильного употребления наречий в речи; умение видеть и исправлять недочёты в тексте.
Приложение 4
Был полдень._____________палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая________________ двигалась с запада на восток. ________________подул ветер. Молодая берёзка_____________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, __________________раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _____________заметались птицы.
Слова для справок: беспощадно, медленно, внезапно, испуганно, глухо, беспорядочно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.
Проверяя задание, учащиеся отмечают ошибки, исправляют ошибок.
(4 этап самооценки)
СИГНАЛЬНЫЕ КАРТЫ
М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. И это действительно так .Потому что именно при помощи наречий наша речь становится более выразительной, богатой.
Регулятивные:
- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Слайд 7
Приложение № 4
7. Анализ
5 мин
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Выполнение какого вида заданий вызвало наибольший интерес?
Над чем следует поработать ещё?
- Оцените свою деятельность на уроке СИГНАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Эпиграф «Хочу узнать все тайны слова, в чём суть его и в чём основа»
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
1) тайну слова НАРЕЧИЕ
М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. И это действительно так .Потому что именно при помощи наречий наша речь становится более выразительной, богатой.
одна из особенностей наречий –образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее.
Регулятивные:
- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,
- умение давать оценку деятельности на уроке;
- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить.
Личностные УУД
- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.
8. Организованный конец
2 мин
Информирует о домашнем задании, инструктирует по его выполнению
Записывают задание в дневник
Регулятивные:
- соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.
Личностные: самоопределение
Слайд № 8