ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белякова О.В.

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №5 «Белочка»,

посктябрьский ЗМР РТ»

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Недаром её называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это наши эмоции.

Эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребёнка. Малыш чувствителен к музыкальной гармонии, ритму, поэтому у него формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определённое содержание, что лежит в основе музыкальности.

«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы» (Г.М.Науменко).

Часто в жизни мы сталкивается с негативными явлениями: злоба, страх, агрессивность и т.п., порой забывая о том, что есть и светлые чувства: любовь, ласка, доброта – то, что мы должны передать своим детям. И, чтобы был эмоциональный настрой, дети могли видеть мир положительным, ярким взглядом, познать красоту жизни, быть уверенным в себе, смелым, добрым, - нужна музыка, которая поможет расширить представления детей о чувствах.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, так как способность произвольно управлять своими эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. А сейчас у многих детей слабо развиты мимические движение, внимание, память и, конечно же. Суммируя все недостатки развития, мы не найдём в детях артистизма, выразительности движения в танцах, открытости во время музыкальных игр и игр на занятиях, сконцентрированности в слушании музыки, а главное, заинтересованности.

Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальное произведение. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поведения в целом.

-2-

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на эмоциональную сферу. Общение с ребёнком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств, в своём роде – обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он - образец для ребёнка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка дает возможность достичь гармонии личности, «Единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).

Из всех видов искусств, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку. Именно здесь он может приобщаться к искусству, от которого, по словам Гёте «расходятся пути по всем направлениям».

На музыкальных занятиях я обучаю детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения и повадки животных, развивать чувство ритма, что является особенностью внешнего проявления эмоционального состояния ребёнка.

На сегодняшний день для детей в системе образования представлен широкий спектр видов музыкальной деятельности, такие как слушание и восприятие музыки, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально - образовательная деятельность. Одним из наиболее востребованных видов музыкальной деятельности является пение, так как пение одно из самых любимых видов музыкальной деятельности у детей.

В сравнении с инструментальной музыкой, пение, в сочетании с движениями, обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего, это живое, непосредственное общение.

-3-

Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой и движениями, вызывают интерес у большинства детей.

По мере развития ребёнка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает осмыслить это содержание, а соответствующие движения – выразить своё отношение. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом и движением, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа.

Работа музыкального руководителя всегда требует новизны, совершенствования, фантазии. На занятиях, для выражения эмоций, применяю методику Аллы Евдотьевой «Учимся петь, играя!», которая предлагает игровые, практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок.

Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально – музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

По словам А.Евдотьевой «без эмоционального исполнения – песня мертва, не жива, искусственна, ведь, чтобы передать её содержание, нужно обязательно рассказать о ней мимикой, глазами, жестами, всем своим существом, иначе это будет соло железного робота, а кому нужно механическое пение – оно не тронет ничью душу…».

Я сама человек эмоциональный, и добиваюсь от детей эмоциональной отдачи. В этом помогают мимические этюды А. Евдотьевой. Дети выполняют их охотно, тем более, что времени на эти этюды уходят всего 2-3 минуты, зато потом это отражается в эмоциональности и выразительности пения.

Например:

- мне весело – мне грустно;

- я обиделся – давай с тобой дружить;

- удивление – радость;

- страх – как смешно.

-4-

Работу по развитию эмоциональной сферы делю на три этапа:

I этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоции, мимики через игру, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.

Эмоционально проходит моя пальчиковая игра «Петушок».

Раз, два, три, четыре, пять, сжимаем и разжимаем

Будем с петушком играть. кулачки

Петух по двору пошёл, делаем «шаги» пальчиком по ладошке

Много зёрнышек нашёл. соединяем кончики пальцев обеих рук

Зёрнышки он поклевал, точечные движения по ладошке

пальчиком

«Ку-ка-ре-ку!» - закричал. соединить большой и указательный

палец обеих рук

В младшем возрасте, конечно, нельзя забывать про голос. Подготовка голоса к пению в игровой форме очень нравится детям. Используем лёгкий массаж горла (поглаживание – разогревание), упражнение для языка («Вкусное варенье», «Часики»), упражнение для щёк («Спрячем конфетку»). На этом этапе уже учу детей правильно дышать: упражнение «Паровоз» - длинный гудок – короткий (со звуком «у»).

II этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками - пиктограммами, цветом, мимикой, этюды на выражение эмоций, логоритмические игры.

Дети учатся в музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении: «Котик заболел», «Котик выздоровел» (А.Т.Гречанинова).

Со средней группы использую упражнения и этюды М.Ю.Чистяковой «Психогимнастика», в которых есть возможность для самовыражения, этюды на различные эмоциональные состояния: «Злюка», «Плакса», «Резвушка» (под музыку Д.Кабалевского). Дети не только изображают того или иного персонажа, но и умеют показать настроение с использованием пиктограмм.

III этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта, внешнего проявления эмоций, эмоционально самовыражаться с помощью пластических этюдов, образно-игровых этюдов без слов и со словами.

Работая с детьми старшего возраста, необходимо учить их понимать. Определять причины того или иного настроения, способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять содействие.

-5-

Так, проводим игру «Скучно, скучно так сидеть» (М.Ю.Чистяковой).

Играющие сидят на стульях. У противоположной стены стоят стулья. Но на один меньше. Ведущий говорит:

«Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть… дети сидят грустные, унылые

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?» проговаривают «хитро»

Дети быстро перебегают на противоположную сторону.

К концу подготовительной группы, дети на музыкальных занятиях:

- способны выразительно передавать собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);

- умеют распознавать эмоциональное состояние в музыке, охарактеризовать произведение с тем или иным эмоциональным состоянием;

- выразительно и эмоционально передавать содержание песен, исполнять танцевальные упражнения и применять все свои знания по эмоциональной выразительности на праздниках, в лице сказочных персонажей.

Каждый ребёнок стремиться к чему-то необычному, весёлому. Положительные эмоции «защищают» детей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

Без музыки, без эмоциональных переживаний, жизнь ребёнка, как и любого человека, трудно представить. Без звуков музыка была бы не полна, глуха, бедна, без эмоций – скучна, холодна. Главное, надо оглядеться вокруг и посмотреть, как много интересного, замечательного нас окружает.

Нужно дарить детям радость, и жизнь не покажется пустой, не эмоциональной, если рядом живёт музыка. А музыка – это «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский).