Веселова Галина Алексеевна
ФГКОУ МПКУ им. М.А. Шолохова ВНГ РФ г. Москва
Учитель биологии и географии































ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
?РУССКАЯ ПРИРОДА В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА, В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ?


Ведущий: 
  Сколько песен пропето, сколько сказок сложено, сколько легенд рассказано о красоте и богатстве русской земли! Природа всегда помогала поэтам и писателям выразить мир человеческой души. У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали свои любимые места и были свои пристрастия. 
  Вглядываясь в картины художников, мы ловим себя на том, что всё написанное ими много раз уже видели вокруг себя, но не запомнили. Всё это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.
  А знаете, ребята, если летним вечером выйти на улицу, то так чудно, с такой сказочной, волшебной силой  и красотой предстанет перед нами ночь.
  (Гаснет свет. Тихо прослушиваются ?Белые ночи? Чайковского.)
Ведущий:
  Роскошная, бархатная, тёмно-синяя ночь полновластно царит над природой. Ни звука. Дивный, трепетно-фантастический свет льётся с высоты, где в чёрных, цвета вороного крыла, облаках плывёт незримый месяц. Наверное, такие же чувства владели художником Куинджи, когда он писал картину ?Украинская ночь?.
  (На экране ?Украинская ночь? Куинджи, тихо звучит музыка).
Ведущий:
  Лунный свет зримым потоком струится из-за облака, уничтожая всякое ощущение холста. Бледный свет луны заливает небо, вырывает из тьмы низенькие мазанки, заставляет искриться воду, мягко обрисовывает берега реки. На ближнем берегу едва заметные точки – огоньки – один, другой…
   …Божественная ночь! Очаровательная ночь!
   Только человек огромного творческого темперамента и таланта, бесконечно влюблённый в родную природу, мог показать такое.
   А помните, у Пушкина:
        Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
        По небу стелется одеждою свинцовой;
Как приведение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
Далёко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоён вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами…
                   Или:
…Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…
                   Или:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
…Уж меркнет солнце за горами;…
…в домах зажглись огни,
И постепенно шум нестройный
Умолкнул; всё в ночной тени
Объято негою спокойной…
  (На экране появляется картина Шишкина ?Рожь?)
Ведущий:
   Золотистое, необъятное поле ржи, полный колос склоняет стебли почти до земли. На горизонте рожь сливается с небом. Над морем ржи высятся мохнатые сосны, они свободно раскинули свои ветви в этом огромном воздушном пространстве.  Здесь всё полнокровно, всё богато дарами природы, здесь её царство.  Но всё-таки мы чувствуем, что хозяин в этом царстве – человек. Это он бросил зерно в обработанную землю, которая ответила ему богатым урожаем. Эта рожь является как бы гимном человеческому труду, гимном радостным и торжественным. Хочется вдохнуть полной грудью. Как всё здесь по-настоящему.  На этом поле золотистой ржи выделяются головки полевых цветов. Смотришь и удивляешься – всё это живёт рядом с тобой, а ты не замечаешь, не умеешь видеть красоту в просторе, а посмотришь внимательно и поймёшь силу природы: хочется дышать и любоваться этой красотой. Такую красоту можно увидеть только летом. Когда всё вокруг цветёт, радуется жизни.

Лето, жаркое-жаркое лето…
                   … Вдали 
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла; здесь и там
Стада бродили по лугам, 
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад.

…- люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
-3-
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,…
…За ними ряд холмов и нивы полосаты…
…На влажных берегах бродящие стада…

Средь тёмной рощицы, под тенью лип душистых,
В высоком тростнике, где частым жемчугом
Вздувалась пена вод сребристых,
Колеблясь тихим ветерком,…

Румяной зарёю
Покрылся восток,
В селе за рекою
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
Туманы седые плывут к облакам,…
С журчаньем струится
Источник меж гор,
Вдали золотится
Во тьме синий бор.

        Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

…Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеёк игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел…

Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…

Ведущий:
   Осень – унылая пора, скажите вы! Однако  ?золотая осень? Левитана спорит с привычным представлением об осени как о печальной поре умирания и увядания природы. Картина рождает у нас прилив бодрости. Художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины, вслед за исчезающим среди полей ручьём. Мы словно сами прошли по берегу ручья, тронули плечом берёзку, и она осыпала нас лёгкими точёными листьями и каплями дождя.
   Осень – это не смерть природы и даже не сон её, убеждает нас картина. Природа вечно жива и вечно красива.

…Октябрь уж наступил -  уж роща отряхает
Последний лист с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; Сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут осени от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; чувства, ум тоскою стеснены
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен.
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

  (Слышится музыка Чайковского ?На тройке?).

Ведущий:
   Зима!


   С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна за другой. Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с шестью лучами.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл,
И вот сама идёт волшебница зима.
…Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с волнистою рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

…Когда могущая Зима,
Как бодрый вождь, ведёт сама
На нас могучие дружины
Своих морозов и снегов, -
Навстречу ей трещат камины,
И весел зимний жар пиров.

…Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами…

…Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

  (На экране появляется картина Шишкина ?На севере диком?).

Ведущий:
   Лунная ночь, сосна, как ризой, одетой снегом.
   (Звучит музыка Чайковского ?Январь?).

                         …Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор…
..Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал, недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре… На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору поднимается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их знакомый духу шорох –
Но около корней их устарелых
(где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослася,
Зелёная семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети. А  вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и в круг него
По-прежнему всё пусто…

   (Звучит музыка Чайковского ?Март?, ?Песня жаворонка?).

Ведущий:
   Весна – это утро, когда в природе всё находится в ожидании полного расцвета. Человек тоже ждёт прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в поэзии, живописи, музыке.

…Весна, весна, пора любви
Как тяжко мне твоё явленье,
Такое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Как чуждо сердцу наслажденье…
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье.
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний, долгий мрак ночей.

…Ещё дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
        Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчёлка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у берёзки
Распустятся клейкие листочки,
Зацветёт черёмуха душиста.

Гонимы вешними лучами, 
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Сияя, блещут небеса
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Ведущий:
   Весна богатством красок и звуков привлекла внимание и замечательного художника Левитана и великого композитора Чайковского, который в 1876 году написал ?Времена года?, состоящие из 12 музыкальных пьес.
   Левитан сумел подстеречь самые первые мгновенья весны. (Картина Левитана ?Март?).
  Взгляните на картину Левитана ?Март?. Солнечный весенний день. Справа, как бы прорезанная краем картины, виднеется стена деревянного дома. Он освещён яркими лучами весеннего солнца. Перед входом в дом небольшая группа белоствольных берёз. Их верхушки тонким узором рисуются на голубом небе, за ними – зеленовато-бурые деревья, а вдали – контуры тёмно-зелёных елей.
   Слева, на переднем крае картины, на фоне снега, темнеет группа хвойных деревьев, подчёркивая белизну берёзовых стволов. От деревьев на снег ложатся большие, холодные, синие тени. У дороги стоит лошадь, запряженная в сани.
   Ещё много снега. Если внимательно всмотреться, то можно заметить что он имеет множество цветовых оттенков: голубоватый и искристый около деревьев, серый – в тени дома.
   Это март. Ещё не зазвенели, не зажурчали ручьи, но солнце светит ярко, и снег начинает таять.
   Посмотрите, как всё живёт, дышит! Как умело создаёт художник впечатление движения. Чуть-чуть колеблются, перешёптываясь между собой, верхушки деревьев; бегут по земле тени, отброшенные ставней, кажется, слегка покачивается дверь, в которую кто-то вошёл.
  Картина полна воздуха, солнца, весенних шорохов. Краски переливаются, сверкают. Они будят ощущение свежести, бодрости, подъёма, связанные с наступлением весны.
Предчувствие близости весны томило и Саврасова. И вот появляется знаменитая картина ?Грачи прилетели?.
  (Звучит музыка Чайковского ?Подснежник?, демонстрируется картина ?Грачи прилетели?).
   В картине весна борется с зимой. Слева между облаками проглянул утренний луч солнца. В свете этого живительного луча обрисовались тонкие упругие берёзы.
   А грачи… Они хлопают крыльями, взлетают, копошатся у своих растрёпанных гнёзд. Беспорядочное, но полное хлопотливой жизни движение птиц вызывает у нас ощущение шума, гомона, птичьего крика, которые всегда сопровождают весеннюю грачиную возню. Прислушайтесь внимательно, и вы услышите не только птичьи крики, но и шорох прилаживаемых веток, и лёгкое потрескивание сломанных, и шум крыльев, рассекающих воздух. А, может быть, вы даже почувствуете свежесть утренней прохлады, бодрящей и радующей человека.
   Сколько жизни в этой картине! И как всё по настоящему!
   Чайковский, Куинджи, Левитан, Пушкин…!
   Мы не можем не гордиться тем, что они родились и жили на нашей земле, что они наши соплеменники. Далеко ушла вперёд наша страна, её сыны проникают в заоблачную высь – в космос. Но в будущее мы возьмём с собой дивные создания Саврасова и Чайковского, Левитана, Пушкина и Куинджи.






Викторина (в заключении).


Какой русский художник любил больше всего изображать лес?  (Шишкин – ?Утро в сосновом бору?, ?Корабельная роща?, ?Лесные дали?, ?Сосны, освещённые солнцем?).
Назвать картины русских художников, которые изображали весну. (Саврасов ?Грачи прилетели?, Левитан ?Март?, ?Весенний ручей?).
Кто из художников больше всего изображал море? (Айвазовский).
Кто написал картину ?Утро в сосновом бору?? (Шишкин – лес, Савицкий – медведей).



А теперь назовите авторов этих картин: 
(На экране появляются картины ?Золотая осень? Левитана, ?На севере диком? Шишкина, ?Март? Левитана, ?Украинская ночь? Куинджи, ?Рожь? Шишкина).

















Оборудование:

Портреты Пушкина, Куинджи, Левитана, Чайковского, Шишкина, Саврасова.
Репродукции с картин:
Куинджи ?Украинская ночь?, ?Ночь над Днепром?, ?Вид на Днепро?;
Шишкин ?Рожь?, ?На севере диком?;
Саврасов ?Грачи прилетели?;
Левитан ?Золотая осень, ?Март?.
Плакаты с выдержками из высказываний писателей:
?Живописец спорит и соревнуется с природой? (Леонардо да Винчи);
?Левитан открыл в русском пейзаже красоту, которой до этого никто не видел? (М.Горький); и т.п.
…диск с записью музыкальных произведений П.И.Чайковского ?Времена года?.



Используемая литература:
А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Издание четвёртое. Ленинград. Издательство ?Наука?. Ленинградское отделение. 1979 г.
Сборник практических материалов по воспитательной работе. Выпуск 1. Белгородский Педагогический институт им. М.С.Ольминского. Белгородское отделение Педагогического Общества Российской Федерации. Секция теории и методики воспитания. г. Белгород. 1972г. 

 











Веселова Г.А.

HYPER13PAGE  HYPER15


11