Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»

Консультация для воспитателей

«Эстетическое воспитание в хореографической деятельности»

Разработчик: Лазарева О.В.,

педагог дополнительного образования

Ижевск, 2024г.

Эстетическое воспитание в хореографической деятельности

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу. Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение навыков и знаний в области хореографии, умения красиво двигаться, но и формирование художественного вкуса, эстетическое и физическое воспитание.

Как известно, хореографическая постановка слагается из нескольких компонентов: сам танец, музыка, детали декораций, атрибуты и костюмы.

Во всех областях эстетического воспитания огромное значение имеет высокое качество учебного материала, на основе которого ведутся занятия. В данном случае это используемый танцевальный и музыкальный репертуар. Его подбор должен отвечать трем главным требованиям - идейности, художественности и доступности.

В своей работе я использую музыкальный репертуар, где музыка отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребенка, где четко слышны музыкальные фразы, чтобы детям было удобно начинать и заканчивать движение под музыку.

Все упражнения танцевальных комбинаций разучиваются на середине зала в построении линиями или в шахматном порядке. Разучиваемые элементы танца вначале исполняются в медленном темпе под счет, затем соединяются с музыкой.

На занятия дети должны приходить опрятно одетыми, в чистой одежде, у девочек причесаны и правильно уложены волосы в пучок.

На занятиях я уделяю внимание осанке детей, походке, умению держать голову и руки, выполнять движения выразительно, синхронно. Стараюсь формировать изящные манеры и красивые жесты, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов. В начале занятия дети встают на поклон, я им напоминаю, что встать нужно правильно, подтянуться, расправить плечи, втянуть живот, колени, правильно поставить руки на пояс.

Следующим компонентом являются декорации в танце, они должны быть тематическими, яркими, безопасными, не мешать движению участников танца.

Предметы и атрибуты в танце – это игрушки, ленты, мячи, зонтики, платочки, шары, шарфы и многое другое. Наличие ярких атрибутов стимулирует ребенка к активному участию в танце, конкретизирует для детей содержание постановки, помогает более глубоко его пережить. Атрибуты должны выглядеть эстетично и быть качественными.

Следующим компонентом хореографической постановки является костюм.

Создавая проект костюма, следует помнить, что надет он будет именно на ребенка. Ребенок от природы тонок и хрупок, поэтому именно изящество и легкость являются главным достоинством детского костюма для танца. Костюм для малыша в обязательном порядке должен быть удобен и, естественно красив. Причем под красотой в данном случае понимаются не бесчисленные банты, бантики и аляповатые поддельные украшения, а благородная простота и соответствие мыслям и чувствам, выраженным в танце.

В детском танце часто персонажами бывают животные. В этом случае лица исполнителей не должны быть закрыты звероподобными масками, а детское тело не сковывал бы тяжелый комбинезон.

Учитывая внешние данные ребенка, необходимо помнить о таких важных средствах выразительности, как форма и линия костюма, цвет и фактура ткани, которые играют существенную роль в эмоциональном звучании танца.

Хотелось бы еще коснуться такой детали костюма, как обувь. Для младших детей желательно выбирать очень легкую: мягкие балетные туфельки, сандалики, туфельки из кожи или кожзаменителя. В сочетании с носочками, гольфами они подчеркивают легкость, стройность детских ног. Обувь должна быть чистая и соответствовать размеру.

Хотелось бы обратить внимание на казалось бы второстепенное обстоятельство: отношение детей к своему костюму. Ребенок должен видеть, как хранятся танцевальные костюмы, что они всегда наглажены, вычищены, что любой костюм – результат нелегкого труда взрослых, дающих возможность ему, малышу, выглядеть в зале красивым, нарядным, легко и удобно одетым для танца.

Пусть после выступления ребенок аккуратно расправит складки, повесит костюм на плечики – это, конечно, будет дольше, чем сделаете вы сами, и все равно что-то придется подтянуть или перевесить. Не беда! Научившись и привыкнув бережно относиться к костюму, дошкольник и в быту, скорее всего, будет аккуратен.

В эстетическом воспитании большое значение имеет также помещение, где занимаются дети. Танцевальный зал должен быть прежде всего просторным и комфортным, наполненный светом и воздухом, с высоким потолком, большими зеркалами и качественным напольным покрытием.

Занятия танцем способствуют росту общей культуры. В свою очередь рост культуры поведения начинает сказываться не только во время занятий, но и в быту, где приобретенные полезные навыки легко и естественно ими применяются. Дети начинают понимать и чувствовать эстетику поведения в быту, подтянутость и вежливость в отношениях с окружающими становятся нормой их поведения. Они заботливо следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью и изяществом своего костюма и прически.