Э.Ю.Макарова, учитель ?изобразительного искусства ?МОУ ?Лицей № 4?, г. Саранск ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ?Национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства…? Б.М. Неменский Сегодня современная школа находится в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика. В условиях Российской Федерации с ее многонациональным составом воспитание подрастающих поколений должно строиться на поликультурной основе. Актуальным становится воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства уважения к культуре народа другой национальности параллельно с формированием осознания своего национального ?я?. Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Национально-региональный компонент в содержании стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об искусстве, как народном, так и профессиональном, о его наиболее ярких представлениях. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования. Культурное пространство образовательного учреждения сегодня становится средой, где взрослыми задаются образцы поведения, деятельности, отношения к себе и миру. Наша задача состоит в том, чтобы создать такое пространство, которое бы отвечало всем запросам времени, но не отрывало человека от корней. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если: - усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям; - этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур; - приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры; - включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры. Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко- нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. ?Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего?, говорит А.М.?Горький. Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей,? должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое ?Я?, интеллектуальное, национальное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования. Поликультурное образовательное пространство при изучении изобразительного искусства формируется через создание условий, в которых происходят одновременное освоение и осмысление собственной национальной культуры и культуры других народов, освоение всего полиэтнического мира, в котором живет ребенок. На личность человека влияют такие моменты, как национальное бытие, национальная культура, родной язык и литература, национальная история, национальные традиции и многое другое. Эту задачу можно решить на уроках изобразительного искусства, так как рисование, художественный труд, так же как и музыка, является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством. Формированию основ целостной эстетической культуры личности ребенка способствует комплексное изучение искусства. Изучение родной культуры невозможно без использования интегрированных занятий. Отношение к народному искусству как к целостной художественно-эстетической системе позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов: русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, которые дополняют и углубляют друг друга. Б.М.Неменский подчеркивал, что ?национальное искусство – это дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть остро им прочувствовано. Необходимо привлечь ребенка всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа?. Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие программу Б. М. Неменского ?Изобразительное искусство и художественный труд?, легко вводят национальный компонент в свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. На моих уроках учащиеся, уже с 1 класса, ?начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во 2 четверти с Мастером Украшения они ?впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и ?находить на предметах быта, одежде, головных уборах. А в 3 четверти, вместе с другим Мастером - Мастером Постройки, они путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности родного города. И во втором, и в третьем классе учителю ?необходимо обращаться к искусству своей малой Родины. Так в 3 классе темы четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее имени Степана Эръзи, но и о художниках и скульпторах Мордовии, ведь наша республика богата знаменитыми самобытными мастерами. В 4 классе, после изучения культуры России, учитель ?знакомит учащихся с искусством и культурой мордовского края, рассказывая об национальных ?особенностях мордовского народа, добавив темы праздников и рассказы о древних обрядах, легендах и сказаниях мордвы. Начальная школа заканчивает один цикл национального компонента, а средняя школа дополняет и раскрывает новые элементы, предназначенные для учащихся старшего возраста. В художественной культуре мордвы ?народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Так 5 класс рассказывает не только об особенностях исконно русского жилья, но и находит параллель с ?избой мордвы, а женский ?костюм ?мокшанки? будет соперничать с красотой русского сарафана и с головным украшением ?эрзянской? девушки. Идет изучение народных промыслов мордовского края, их истоков и современное развитие промыслов сегодня. В 6 классе в 3 четверти, при изучении жанра портрета, учащиеся знакомятся с темой портрета в творчестве С.Д.Эрьзи и мордовских художников. Мифы Древней Греции, седьмого класса, переплетаются с мифами мордвы о ?виряве? и ?ведяве?, а исторические эпизоды Суворова и Кутузова с морскими боями нашего знаменитого земляка Фёдора Ушакова. ?Происходит знакомство с мордовскими художниками прошлого и современности. Ведь ?история Мордовии неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей не только к русскому, но и к ?мордовскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению национальной ?художественной культуры. Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором она живет. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности. В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к ?народному искусству? происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность ?единства? и взаимодействия искусства с жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни. Литература Неменский Б.М. Педагогика искусства / Москва ?Просвещение?, 2007. Неменская Л.А. Августовский педсовет / Москва МИОО ОАО ?Московские учебники?, 2009. Жидкин В.И. Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы / Программы и рекомендации, 1997.
Этнокультурный компонент на уроках изобразительного искусства