Татьяна и Евгений. Литературная игра по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (сценарий внеклассного мероприятия )

Цель: проверка знаний обучающихся по литературе в игровой форме, развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

создать условия для привития детям любви к литературе, приобщить учащихся к искусству слова, богатствам русской литературы;

развивать творческие способности учащихся, мышление, навыки работы в коллективе;

воспитывать тактичность, чувство взаимопомощи.

Форма проведения: соревнование.

Целевая аудитория: 5 – 9 класс

Используемая литература:

«Я вхожу в мир искусств». Репертуарно-методическая библиотечка.№1 1999год. Уроки Пушкина.

Салимова

Л.М. Учебный словарь-комментарий к роману «Евгений Онегин»/Евгений Онегин: Роман в стихах/

А.С.Пушкин

.-

М.:ООО «Издательский дом «

ОНИКС

21 век», 2005.

Ход мероприятия.

Ведущий: 

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне…

Так рассказал о рождении удивительного романа гениальный Пушкин.

Ведущий: Удивительно легкие, воздушные поэтические строчки уводят нас за собой в мир героев романа «Евгений Онегин».

Ведущий: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии… Здесь вся Жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы» - сказал о великом произведении Пушкина В.Г. Белинский.

Ведущий: Невозможно с эти спорить. Читать роман интересно, еще увлекательнее вчитываться. Мы надеемся, что наше путешествие по страницам известного романа поможет вам расширить представление об эпохе Пушкина, о том мире, когда жили герои его произведений.

Ведущий: Итак, …

1. Представление команд. (Участники располагаются за столами).

2. Представление жюри.

Ведущий: Давайте все вместе отправимся в Петербург начала 19 века. Познакомимся со светской жизнью того времени.

Портретная галерея.

Ведущий: Угадай героя и закончи строчку.

1.Дика, печальная, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

(Казалась девочкой чужой...) Татьяна

2.Красавец, в полном цвете лет,

(Поклонник Канта и поэт). Ленский

3.Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна.

(Как поцелуй любви мила…) Ольга

4.…деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

(В окно смотрел и мух давил). Дядя Онегина

5.Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил.

(И раб судьбу благословил…вгений Онегин

6.Корсет носила очень узкий,

И русский Н, как Н французский,

Произносить умела в нос;

(Но вскоре всё перевелось…) мать Татьяны и Ольги

Мода.

«Как д

енди лондонский одет…».

-Кто такой денди? (Не просто человек высшего общества, законодатель моды. Дендизм – манера жить. Денди – герой праздной элегантности. Не стремиться сделать карьеру, выступающий против правил, принятых в обществе. Цель – привлечь к себе внимание).

«В своей одежде был пед

ант и то, что мы назвали франт»

-Какое значение имело в пушкинское время слово «педант»? (Слово применялось в дворянском круге к людям, которые отличались своим взглядом на жизнь, своими привычками от обычной толпы, «большого света»).

«Надев широкий

бо

ливар

//Онегин едет на бульвар…

-Что такое боливар? (Лёгкая широкополая шляпа из плотного шёлка необычной величины).

«Не панталоны, фрак, жилет, /

/Всех этих слов на русском нет.

-Объясните назначение этих вещей.

«В дверях другой диктатор бальный //стоял

картинкою

журнальной,

Румян, как Вербный херувим, // Затянут, нем и недвижим.

- Объясните, как вы понимаете эти строки? (Белились и румянились, завивали волосы. Красный шарф: частая смена шарфов, а не одежды считалась шиком).

«Здесь кажут франты записные

Своё нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет.

-Поясните, какое место в туалете светского человека занимали названные предметы. (Расстегнутый жилет и обязательно лорнет или монокль).

«Лихая мода, наш тиран/ Недуг новейших россиян….»

.

- Как вы понимаете это выражение.

Театр.

Ведущий:

«Театр уж полон; ложи блещут,

Партер и кресла, всё кипит….».

Ведущий: Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета, величественная красота трагедии».

– Как часто посещал театр Евгений Онегин?

– Во сколько начинался и заканчивался спектакль? (В 6 часов – в 9 часов)

Как отзывается о балете Евгений Онегин? Как он ведёт себя в театре? Приведите цитаты.

-О каких великих балеринах пишет Пушкин?

(«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина….»

«Народных слёз, рукоплесканий / С младой Семёновой делил…»).

-Назовите деятелей театра пушкинской поры.

Бал.

Ведущий: После театра Онегин едет на бал.

«Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков».

Ведущий: «Верней нет места для признаний и для вручения письма».

Бал… Это совершенно естественное событие в жизни человека прошлого века.

Когда начинался бальный сезон? (Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву на «ярмарку невест»).

Ведущий: Кареты подъезжали к празднично освещённому подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещённой лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сиянье…..

Каким танцем открывался бал? (Полонезом, т.е. польским танцем).

Какой танец был после полонеза? (Вальс)

Ведущий:

«Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой;

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой»

-Назовите главный танец бала? (Мазурка)

Какой танец завершал бал? (Котильон)

Кулинария.

1.Читая роман Пушкина, наблюдаешь картины обедов, ужинов различных слоёв российского дворянства. «Меню» ресторана «Талон» в Петербурге включало следующие блюда:

К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток,

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

– Из кухни какой страны это блюдо и что оно собою представляет? (Рост-биф окровавленный – холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная так, чтобы внутренняя часть оставалась полусырой, «окровавленной», кроваво розовой).

2.Чем ещё любила побаловать себя светская молодёжь Петербурга?

(Ещё бокалов жажда просит /залить горячий жир котлет. Русская кухня).

…Затем, что не всегда же мог

Биф-стис и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой… (французская обработка английского блюда).

3.Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры…

-Что значит выражение «между Лафитом и Клико»

4.Какому же безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга?

(…Потом за трубкой раскалённой,

Как мусульман в своём раю,

С восточной гущей кофе пью. Кофе пили по-восточному, не процеживая)

5. Ведущий:У них на масленице жирной

Водились русские блины…

Блины – блюдо традиционной русской кухни. Было предание – чем больше их будет съедено на масленицу, тем урожай будет год.

– Какими бывают русские блины? (На дрожжах, гречневые, пшеничные, гречневые пополам с пшеничной мукой, на соде).

6.Ведущий: Остановимся ещё на одной традиции русского провинциального дворянства – чаепитии. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера.

а) … Уж ей Филипьевна седая

Приносит на подносе чай.

«Пора, дитя моё, вставай…

б) Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмную струёю

Уже душистый чай бежал…

в) …. Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечко взялись…

Ведущий:

-С чем пили чай? (Со сливками и молоком, с лимоном, с вареньем, сахаром, с клюквенным морсом, с вином, с ромом).

«Книжная полка» героев.

Ведущий: Вспомните имена писателей и поэтов пушкинской поры, упоминаемых на страницах романа.

Ведущий:

-Из приведённого списка писателей назовите тех, книги которых в романе «Евгений Онегин» составляли круг чтения:

а) Онегина,

б) Татьяны Лариной.

Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Руссо, Вергилий, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон.

(Онегин – Адам Смит, Гомер, Феокрит, Байрон, Ювенал, Вергилий, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель, Грибоедов.

Татьяна – Ричардсон, Руссо, Мартын Задека).

Конкурс капитанов.

Ведущий: Кто первый ответит на вопросы

-Как звали куклу Татьяны? («Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала…»)

-Кого посадил в салазки дворовый мальчик? Какого цвета она была?

«Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив…» /Жук – чёрная собака/.

-Каково было социальное положение мужа Татьяны? Кем он был Онегину? (Толстый генерал приходился родственником и другом …. Князь подходит к своей жене и ей подводит родню и друга своего. )

-Назовите имя суженого Татьяны, выпавшее ей во время гадания? (Агафон)

-С какой Светланой сравнивает Ленский Татьяну? (Светлана Жуковского)

-Что имел в виду Пушкин, говоря, что

«Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном».

(Не владела письменной речью, как и многие дворянки, письмо Онегину написано по-французски).

Подведение итогов.

Учитель:

Наше путешествие подходит к концу. Хочется верить, что открытия, которые вы сделали сегодня для себя, навсегда останутся с вами, как останется точное, живое пушкинское слово.