?Формирование положительной мотивации у обучающихся в изучении иностранного языка.? В современной системе образования статус иностранного языка повышается. Особенно возрос этот статус в связи с внедрением информационных технологий во все сферы деятельности общества. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а,? следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать его познавательную деятельность. Однако в последнее время учителей иностранного языка беспокоит уровень снижения интереса к своему предмету, особенно у старшеклассников . Поэтому , формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы , делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний . Почему многие школьники плохо учатся? Нет, наверное, ни одного педагога, который бы не задумывался над этим вопросом, не переживал, не пытался помочь таким ученикам. Как сформировать полноценную мотивацию – этот чудодейственный механизм учебного познания? .За годы работы в школе и мне стало ясно, что обучение языку необходимо строить так, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало, во-первых, сам процесс, во-вторых, являлось составной частью дополнительного образования. Но самое главное - обучение должно носить целенаправленный и мотивированный характер. I1 Причины падения уровня мотивации в изучении иностранного языка школьниками Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, во многом зависит от желания, стремления, интереса к работе, потребности в деятельности, т.е. от наличия положительных мотивов. Несколько лет назад, я столкнулась с огромной проблемой – проблемой потери интереса к предмету , и как следствие снижение качества знаний. Недостаток учебной мотивации - одна из главных причин низких результатов учебы . Учебная мотивация, как утверждают психологи обуславливается возрастными особенностями и общими закономерностями процесса развития личности , состоянием учебно-воспитательного процесса. В различном школьном возрасте проблемы формирования мотивации различны . Мотивацией учебной деятельности в младшем школьном возрасте является (слайд2) Чувство долга; Престижная мотивация ( желание получить хорошую оценку); Мотив избегания наказания ; Интерес к предмету ; Мотивация не устойчивая. Для учащихся средних классов особенностью мотивации является: (слайд3) Возникновение стойких интересов к определенному предмету; Мотив избегания неудач; Желание иметь высокую оценку ( даже если она не подкрепляется знаниями , как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения); Познавательный интерес только у высокомотивированных ; Мотив достижений в учебе не развивается. Особенно падает уровень мотивации к изучению иностранного языка у старшеклассников. (слайд4) С психологической точки зрения это объяснимо, т.к. у школьников старших классов складывается новая мотивационная структура учения, ведущее место в которой занимают мотивы , связанные : с профессиональным самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, выбор предмета с позиции будущего , значимость оценки как мотиватора снижается, оценка выступает не мотиватором , а критерием качества знаний ; внутренняя собственная мотивация . В старших классах превалирует следующие причины низкой мотивации: отрицательное отношение к учебе, и как следствие – пробелы в знаниях за предыдущие годы. Все это позволило мне сделать вывод, что без стимулирования устойчивых мотивов учения невозможно обеспечить активную учебно- познавательную деятельность учеников, решить задачи их образования, воспитания и развития. Для подтверждения вышеуказанного можно провести сравнительный анализ поведения и отношения к учебному труду мотивированного и немотивированного учеников.(слайд5) III. Использование методов , средств и приемов стимулирования и мотивации учения. Начиная работу по формированию положительной мотивации учения ,передо мной встала проблема – какие резервы необходимо использовать, чтобы удалось не только поднять мотивационный уровень, но и управлять этим процессом на всех этапах обучения, какие механизмы нужно привести в действие, чтобы ?заработала? мотивация. Психолого-педагогической наукой определено, что стимулирующее влияние на деятельность школьника оказывают в принципе все методы обучения: и рассказ, и лекция, и проблемные рассуждения, и применение наглядности, и практические упражнения Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Очень важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнерами, идущими к одной цели. Более того, современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика. Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным. Добрые взаимоотношения – единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые мысли и добрые чувства. На фоне добросовестной работы учащихся на языке дружелюбия товарищества, самостоятельной и творческой работы учеников достигаются воспитательные цели, повышается мотивация. На своих уроках Я использую следующие формы и методы самостоятельной работы. Для учащихся 5-6 классов: работа по индивидуальной карточке; написать рассказ на тему ?Мой идеальный день? прочитать рассказ и ответить на вопросы оформить и подписать поздравительную открытку; написать приглашение и т.д. Для учащихся 7-9 классов: высказать свою точку зрения, выразить согласие или несогласие, используя выражения Повышению мотивации и формированию разносторонней личности ученика способствуют уроки английского языка по темам: ?Проблемы молодежи?, ?Я и окружающий меня мир?, ?Защита окружающей среды?, темам по страноведению. Для повышения интереса учеников к изучению английского языка я использую различные методы и формы активизации творческой деятельности учащихся – это выполнение учениками творческих работ, которые я предлагаю им на завершающем этапе изучения темы или раздела. Например, изучая тему ?Россия – моя Родина?, ученики готовят сообщение по наиболее интересным на их взгляд темам (?Краеведение?, ?История родного края?, ?Путешествие по Волгограду? и другие). Учащиеся 5-х классов при закреплении новой лексики готовят рисунки – загадки. Для учащихся 6-7 классов я предлагаю написать мини-сочинения с рисунками на темы ?Моя семья?, ?Мой дом?, ?Моя квартира?, ?Школа моей мечты?, ?В каком бы городе я хотел бы жить?. Мотивация школьника во многом зависит от того как оценивают его деятельность. Поэтому, оценивая творческие задания учащихся приоритет я отдаю оригинальности, аккуратности и качеству работы. Даже при наличии 1-2 грамматических ошибок ставлю оценку ?отлично?. Контроль и учет знаний учащихся проводится систематически, а после прохождения темы или раздела проводится контрольная работа или тестирование. В конце каждого триместра учащиеся пишут три контрольные работы: по грамматике, аудированию, по чтению или говорению. Тем самым мы начинаем готовиться к обязательной сдачи ОГЭ и ЭГЭ. Для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка я использую различные средства обучения. Одним из проверенных средств является игра. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. А главное – игры всегда вызывают живой интерес, активность у всех школьников. Она отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Игры возможно применять на всех ступенях обучения иностранному языку. Каждая игра помогает решать определенные дидактические задачи: дать конкретные знания, сформировать конкретные умения, развивать функции мозга, воспитывать черты личности. Для младших школьников применяю ребусы, пасьянс, игры типа ?Поле чудес, ?Исправь меня?, ?Угадай-ка? и т.п.. Например, развивая у малышей умение задавать и отвечать на вопросы провожу игру в ?магазин?, когда ?покупатель? описывает предмет, а ?продавец? должен отгадать его. В старших классах провожу имитационные, ролевые игры, викторины, брейн-ринги и др. Несколько лет тому назад я активно стала использовать еще одно средство мотивации изучения иностранного языка. Это- проектная деятельность учащихся. Уже первые попытки внедрить этот метод в практику обучения дали ощутимые результаты. Они показали, что такая учебная деятельность способствует развитию коммуникативных способностей у школьников, обогащает знания по предмету, помогает раскрыть и проявить творческие способности ребенка, ?улетучивается? боязнь говорить на английском языке, ученик из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности. Так работу над темой ?My home-my castle?, ?English speaking countries? Большинство учащихся предпочли работать индивидуально. Ребята не только работали над лексикой и текстом ,но и создавали свои дома, квартиры в рисунках, презентациях, мы побывали у многих в гостях. Каждый старался убедить ?эксперта? ( в этой роли выступал учитель ), что их дома. квартиры самые комфортные для проживания.. Очень удачно прошла работа над проектом ?Healthy food? Safety road в 6 классе. Конечно, подготовке и защите проектов предшествует кропотливая работа по закреплению и активизации языкового материала. Но она оправдывается тем, что позволяет создать условия для развития личности школьника, активно включать всех учащихся в учебную деятельность, создавать атмосферу праздника, свободного общения, ч то в конечном итоге стимулирует интерес учащихся к изучению английского языка. Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Повышение мотивации изучения учащимися иностранного языка возможно за счёт: 1) обусловленного? условиями и принципами обучения разнообразия приёмов и форм работы в режиме каждого из методов предусмотренных УМК; 2) использования таких приёмов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально; 3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебном материалом; 4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой, которые бы вызывали у школьников веру? в успех и желание действовать вместе; 5)? организации следящего контроля над деятельностью учащихся. Чем выше будет уровень сформированности речевой деятельности? у учащихся, ?тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в единстве ?и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету. ?И всё - таки, какие бы современные методы и формы обучения? ни применять, какую бы? разнообразнейшую наглядность ни использовать на уроках, как бы ни стремилась создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком. 8
Формирование положительной мотивации у обучающихся в изучении иностранного языка