ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С.М. МАЙКАПАРА
Исполнительская деятельность.
На музыкальную деятельность композитора во многом повлияло место его рождения и место жизни в первые годы. Родился он в Херсоне, далее жил в Таганроге, в котором существовали собственные музыкальные традиции. В частности, в Таганроге было очень развито домашнее музицирование. Яркий тому пример – детство и юность А.П. Чехова, который оставил множество воспоминаний о домашних занятиях музыкой всей семьёй. Нечто подобное происходило и в семействе Майкопаров. Его дядя был скрипачом-любителем; мать играла на рояле. Музицировали и три сестры Самуила Моисеевича – на скрипке и фортепиано.
Существовала традиция обучения музыке у частных преподавателей. И хотя уровень их разнился, каждая интеллигентная таганрогская семья считала своим долгом обучать детей музыке. Таким образом, С.М. Майкапар никак не мог избежать музыкального образования .
И это сыграло свою роль, поскольку очень скоро, в совсем юном возрасте он понял, что музыка занимает его гораздо больше, чем обучение в гимназии и общее образование. Тем более что его педагогом был Гаэтано Молла – итальянец, сумевший поддержать и развить любовь своего ученика к музыке. Для этого была благодатная почва: семейная любовь к музыке, унаследованные музыкальные способности, сама музыкальная атмосфера в доме.
Самуил Майкапар начал обучаться игре на фортепиано в возрасте семи лет. Это были как индивидуальные занятия, так и групповые (игра в ансамбле). Сыграли свою роль и частые посещения концертов (у мальчика формировался хороший музыкальный вкус).
Стремительный профессиональный рост юного Майкапара не мог быть не отмечен. Он отличался от своих сверстников беглой техникой, глубокими познаниями в области музыки, отличными навыками чтения с листа.
Очень рано он проявил себя и как аккомпаниатор, выступая не только с местными, но и приезжими – профессиональными артистами. Примечательно, что его концертная деятельность началась с девяти лет.
В 1855 году С.М. завершил обучение в гимназии, после чего стал студентом Петербургского университета юридического факультета. Одновременно он начал учиться в Петербургской консерватории (дата окончания 1893) .
Сразу же по окончании консерватории С.М. Майкапар отправился в Вену с целью совершенствования своей игры на фортепиано. Его наставником был знаменитый педагог Теодор Лешетицкий (1830 – 1915).
Т. Лешетицкий, как и его супруга А.Н. Есипова (1851 – 1914) внесли большой вклад в развитие фортепианной педагогики, поэтому С.М. Майкапар смог многое почерпнуть, обучаясь у него.
Например, Т. Лешетицкий очень много внимания уделял кантиленному звучанию. В этом отношении он призывал ориентироваться на интонации человеческого голоса. Для школы Т. Лешетицкого характерно главенствующую роль отводить кантилене, певучести инструмента.
Педагог и пианист, он ввёл такое понятие, как «кистевая рессора», которое обозначает овладение приёмом, основанном на принципе пружины и приводящем к свободе исполнения и совершенной напевности звука. Т. Летешицкий предпочитал практику теории. Так, на примере «Сладкой грёзы» П.И. Чайковского, он объяснял своим ученикам, что путём размаха и дальнейшего падения руки на клавиатуру с эффектом т.н. «кистевой рессоры», можно достигнуть великолепного певучего звучания (при этом запястье при игре немного прогибается) . Уроки польского педагога оказали несомненное влияние на дальнейшее профессиональное становление С.М. Майкапара.
В 1898 году музыкант вернулся в Россию и три года жил в Москве. Он активно концертировал. Знаменитыми стали его выступления с квартетом Гржимали и со знаменитым скрипачом Л.С. Ауэром.
С.М. Майкапар справедливо заслужил славу великолепного пианиста. Он выступал не только в России, но и за рубежом. В его репертуар входило большое количество (более ста) произведений русской и зарубежной классики. Он с одинаковым успехом исполнял сочинения П.И. Чайковского, А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, А.С. Аренского; И.С. Баха, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, А. Скарлатти, Р. Шумана, Э. Грига. Как можно заметить, С.М. Майкапар владел золотым репертуаром пианиста, множеством действительно виртуозных пьес .
Кроме того, Майкапар-пианист исполнял переложения романсов А.А. Алябьева и М.И. Глинки, сделанные Ф. Листом и М.А. Балакирев. Примечательно, что С.М. Майкапар одинаково профессионально проявил себя и как солист, и как концертмейстер.
Интерес представляет его концертная деятельность в Германии, в таких музыкальных городах, как Берлин и Лейпциг. Он выступал с певицей Ниной Ормелли, своей женой (настоящее имя София Майкапар) и скрипачом Ованесом Налбалдяном.
Рецензии и критические статьи того времени сообщают о том, что С.М. Майкапар был глубоким музыкантом, избегавший внешних эффектов. Его неординарная музыкальность позволяла передавать все нюансы музыкальных произведений, не прибегая к пустым приёмам.
Воспоминания С.М. Майкапара позволяют оценить, каким тонким художественным воображением обладал композитор. Вот как он описывает, например, красоту Эльбруса: «Но не одна эта игра красок и света давала впечатление красоты и величественности. Грандиозные по масштабу размеры Эльбруса, бесконечная, уходящая в беспредельную даль вереница находившегося под нами океана облаков, необъятная ширина всего горизонта, а также красота самих линий и контуров, очерчивавших снеговые вершины, — все это, вместе с ежеминутно менявшимися окрасками и игрой света, соединялось в одно неразрывное целое, от которого ни на секунду не мог оторваться очарованный глаз» .
Эти впечатления, как признаётся сам автор, он потом переносил в работу над музыкальными произведениями. Приведённый выше пример описания пейзажа соотносился с произведениями А.Г. Рубинштейна. Поэтому вполне объяснима та внутренняя наполненность, которая являлась непременным атрибутом исполнительского искусства С.М. Майкапара.
Но вместе с тем он не исключал из своего репертуара и тех произведений, которые требовали истинной виртуозности (например, этюды Ф. Шопена). Публика очень высоко ценила выступления Самуила Моисеевича. Кроме своего высочайшего исполнительского мастерства, он радовал зрителей и знакомством с редкими произведениями, написанные знаменитыми композиторами.
Как у пианиста, у М.С. Майкапара было немало достижений и одно из них было исполнение всех сонат Бетховена (как известно, их тридцать две) в целом цикле концертов. Это произошло в 1925 году. До него подобное совершали только А.Г. Рубинштейн (Исторические концерты) и Макс Пауэр - пианист. Эти выступления послужили для него стимулом к созданию нескольких статей, одна из которых называлась «Организация научно-исследовательского опыта публичного исполнения полного цикла 32-х сонат
Бетховена в семи концертах данных в один день» .
Важнейшей частью исполнительской деятельности С.М. Майкапара были его выступления перед детьми. Давал он и радио-концерты. С детьми ему удавалось наладить особенный контакт и даже дружбу. Вдохновлённые его выступлениями, дети писали письма композитору, который открывал им двери в волшебный мир музыки.
Дети рассказывали автору о процессе изучения музыкальных произведений, им написанных. Работа с подрастающим поколением была одной из самых приоритетных в деятельности С.М. Майкапара.
Таким образом, исполнительская деятельность С.М. Майкапара была очень интенсивной и давала ему полное право издавать теоретические работы по исполнительству, т.к. его опыт был богатейшим, а уровень высочайшим.
Литература: 1.Иванова М.Г. «Без музыки я не ощущаю полноты жизни».
2.Майкапар С.М. Годы учения. – Л.: Искусство, 1938
3. Вольман Б.Н. Вступление// Майкапар С.М. Как работать на рояле. Беседы с детьми. – Л.: ГМИ, 1963.