МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"БУРЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
БУРЛИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(филиал «Новосельская СОШ» МБОУ «Бурлинская СОШ»)
Внеклассное мероприятие
«Физика вокруг нас»
Выполнила: учитель физики
высшей категории Исакова
Елена Михайловна
2023 год
Цели мероприятия
образовательные:
продолжать формирование представлений о физических явлениях посредством игровой деятельности:
показать, как физика связана с жизнью;
активизировать в игровой форме знания учащимися физических понятий, которые являются основной базой для изучения курса физики
развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, их творческие способности;
способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, наблюдательности, умения применять свои знания в новой ситуации
воспитательные:
воспитывать коммуникативные способности учащихся, культуру общения;
развивать чувство ответственности за порученное им дело, чувство коллективизма
Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов
«Физика вокруг нас»
Форма проведения: МИНИ-КВН
Оборудование: карточки с вопросами для всех конкурсов; кабинет оформляем плакатом с высказыванием И.А.Крылова «На свете чудеса рассеяны повсюду, да не всегда их каждый примечал» и афоризмом Козьмы Пруткова «Зри в корень!»
Плакат со стихами: «Мы, играя, повторяем
Что умеем и что знаем!»
Приглашаются учащиеся 7-9 классов: 2 команды, в которые должны входить участники из всех классов. Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и представляет каждого участника команды.
План проведения мероприятия:
Разминка.
«Физика в сказках».
Конкурс капитанов.
«МИНИ-кросворд».
«Жизнь среди молний».
1 конкурс: «РАЗМИНКА»
Вопросы для первой команды:
Если идти по земному шару на северо-восток, то куда придёшь?
Ответ: на северный полюс.
Почему вода, попавшая в трещины горных пород, разрушает горы?
Ответ: в ночные часы вода в трещинах замерзает, её объём увеличивается, лёд давит на стенки трещин и разрушает породу.
Жили себе дед и баба, и была у них курочка Ряба, снесла курочка я
ичко: яичко не простое – золото
е.
Дед бил-
бил – не разбил; баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут
; курочка кудахчет:
« Не
плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко: не золотое – простое». Кто разбил яйцо?
Ответ: тот, кто его поднял, произошёл переход Еп в Ек.
Что видно, если ничего не видно?
Ответ: туман.
Вопросы для второй команды:
Вы совершили прогулку: 3км. к востоку, 2км. к северу, 3км. к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы оказались?
Ответ: на 2км. к северу.
Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к уменьшению ледников
На горах. Почему? Каковы возможные нежелательные последствия этого?
Ответ: отходы в виде пыли оседают на поверхность ледников, что ускоряет их таяние под действием солнечных лучей. Уменьшение же льда может привести к изменению климата.
Медведь – большой любитель мёда. Чтобы уберечь от разорения медведем дупло, в котором поселились дикие пчёлы, над дуплом подвешивают на верёвке бревно.
Подбираясь к дуплу, медведь наталкивается на бревно и отталкивает его в сторону, а бревно, как маятник, возвращаясь к положению равновесия, ударяет медведя. Всё сильнее и сильнее толкает медведь бревно и всё больнее и больнее ощущает ответный удар. И так до тех пор, пока обессиливший медведь не упадёт на землю. Кто свалил медведя?
Ответ: он сам.
Конь бежит, а щука лежит. Что это?
Ответ: река подо льдом.
2 конкурс: «Физика в сказках»
Найти описание поведения жидкостей или газов, а также различных физических явлений.
Задание первой команде:
1. Сказка Гауфа «Стинфольская пещера»
«Непрестанные молнии озаряли море, и Вильм всё ещё глядел вслед исчезнувшему призраку, как вдруг в долине возник гигантский смерчь и с такой силой отшвырнул его к скале, что он потерял сознание.
Ответ: молнии, смерчь.
2. Сказка «Глупый зять»
«Вот приехала старшая внучка с мужем своего деда с днём рождения поздравить, долголетия пожелать. Повёл их дед в сад погулять. В саду был пруд, а в пруду утки да гуси плавали. Старый дед и спрашивает: «Почему это утки и гуси не идут ко дну?». Зять ему отвечает: «У гусей и уток есть лапы, которыми они бьют по воде, и перья, которые в воде не мокнут».
Ответ: плавание, несмачивание перьев.
3. Сказка «Сын бедняка»
«Но ложь от правды всегда отличишь. Она как масло в воде, поднимается вверх». Почему масло в воде поднимается вверх?
Ответ: плотность масла меньше плотности воды.
Задание второй команде:
1. Сказка вождь лягушек»
«Вождь лягушек был слишком мал, чтобы переплыть такую широкую реку. Но он забрался на лист, как в лодку, и поплыл к противоположному берегу, гребя лапками»
Ответ: плавание тел.
2. Сказка «Глупый зять»
«Третий зять тоже приехал поздравить деда. Пожелал ему долголетия. А дед его с женой гулять повёл. Привёл к пруду и спрашивает: «Почему это утки и гуси ко дну не идут?» А глупый зять отвечает: «Ну а ковшик из тыквы горлянки, как ни дави его, тоже под воду не уйдёт»
Ответ: плавание тел, выталкивающая сила.
3. Сказка «Игрушечная лодка»
«В те времена у жителей Яма были только очень простые лодки – ствол дерева под парусом из циновки с двумя балансирами по бокам и маленьким настилом». Для чего параллельно корпусу лодки прикрепляли балансир?
Ответ: для равновесия.
3 конкурс: «Конкурс капитанов»
Капитанам выдаются два листа с вопросами, на которые нужно ответить «да» или «нет» в течение 1 мин.
Вопросы для первого капитана:
1. Пишет ли шариковая ручка в невесомости?
Ответ: да
2. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытает ли он боль?
Ответ: да
3.Можно ли в невесомости измерить вес тела при помощи пружинных весов?
Ответ: нет
4. Будет ли вытекать вода из носика чайника в состоянии невесомости, если его наклонить?
Ответ: нет
Вопросы для второго капитана:
1. Будет ли в невесомости плавать пробка на поверхности воды?
Ответ: нет
2. Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром- анероидом?
Ответ: да
3. Можно ли в невесомости измерить массу тела при помощи рычажных весов?
Ответ? нет
4. Справедлив ли в невесомости закон сообщающихся сосудов?
Ответ: нет
4 конкурс: «Мини-кросворд»
Задание для первой команды:
1. Глубоководный аппарат (батискаф)
2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера)
3. Прибор для измерения давления в системе отопления (манометр)
4. Изобретатель подводной лодки в России (Никонов)
Задание для второй команды:
1. Агрегатное состояние вещества (жидкость)
2. Вещество, используемое в термометрах для измерения низких температур (спирт)
3. Единица измерения давления (паскаль)
4. Глубоководный шар (батисфера)
5 конкурс: «Жизнь среди молний»
Ведущий читает отрывки из произведений, а участники команд по очереди отгадывают название произведений.
1. «Ветер воет…Гром грохочет…Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний»
Ответ: «Песнь о буревестнике» Горький.
2. «Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом»
Ответ: Тютчев: «Весенняя гроза»
3. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой. Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всё гроза»
Ответ: Островский «Гроза»
4. «В ту же минуту, безо всяких туч блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталась под ногами, - и вырос, как будто из-под земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое и заревел он голосом диким: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок?
Ответ: Аксаков «Аленький цветочек»
«
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грязно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с тех пор, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнём и исчезали так же быстро, как
являлись, пугая людей»
Ответ: Горький «Старуха Изергиль»
Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов. Победила та команда, которая набрала большее количество балов.