Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 11

Открытый урок по учебному предмету «Фортепиано»

на тему:

«ФОНОГРАММЫ

как средство

работы над ритмом»

Преподаватель:

Овчинникова Анна Викторовна

г. Липецк

2024г.

ТЕМА УРОКА: ФОНОГРАММЫ как средство работы над ритмом.

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть эффективность и целесообразность использования фонограмм в работе над ритмом

ЗАДАЧИ:

Дидактические (образовательные):

отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка чтения ритма;

активизировать музыкальный слух;

формировать чувство ритма и гармонический слух;

заложить основы ритмического рисунка;

формировать навык ос

ознанного выполнения упражнений по нотам

.

Развивающие:

развитие концентрации внимания;

развитие творческой инициативы обучающихся;

развитие скорости

мыслительного процесса;

развитие природного чувства ритма

;

развитие способности

работать в ансамбле при

помощи фонограмм

.

.

Воспитательные:

выработка исполнительской дисциплинированности;

формирование

навыка

трудолюбия

и уверенности в себе;

развитие памяти, внимания и координации учащихся;

формировать музыкальный

вкус учащихся

, расширять кругозор

.

Объем: 1 учебный час - 40 минут

Вид занятия: практическое занятие

Форма организации работы: лекция-концерт

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1.Вводная часть. 5 мин

2.Основная часть: 15 мин.

3. Концертная часть- 15 мин.

4.Заключительная часть (вывод по уроку): 5 мин.

5.Список используемой литературы.

ХОД УРОКА.

- приветствие; озвучивание темы, цели и задач урока.

У каждого педагога-музыканта с годами формируется своя система обучения, опирающаяся на труды признанных педагогов-практиков, а так же синтезирующая в себе собственный опыт и наработки коллег.

В комплексном музыкальном развитии ребенка проблема Ритма занимает особое место и затрагивает деятельность абсолютно всех педагогов, связанных с музыкой -инструменталистов, вокалистов, хореографов…

Иными словами -Чувство ритма — это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, поэтому очень важно как можно раньше познакомить ребенка с базовыми ритмическими комбинациями и довести их чтение до автоматизма.

Обратимся к терминологии.

РИТМ(от греч. - соразмерность,стройность)-организация музыкальных звуков во времени.

(Ритм - «последовательность длительностей звуков»-вариант)

Считается, что Ритм является самым трудновоспитуемым чувством. Однако ТРУДНО -не значит НЕВОЗМОЖНО.

Соответственно, поиски форм и методов более эффективного развития Ритма продолжаются.

Развитие чувства ритма процесс сложный и длительный, поэтому, как и все процессы такого типа, имеет множество этапов для его достижения.

Для начала стоит выделить основные составляющие ритма,

затрудняющие его усвоение и развитие:

трудность самоконтроля при счете вслух-ребенок считает вне ритма, просто под свою игру;

восприятие ритма в медленном темпе;

технические трудности и координация;

психические особенности ребенка;

комплексность ритмического рисунка музыкальной ткани:

звуковысотность

-аппликатура-ключи - распределение рук

-аппликатура

….

Исходя из вышеперечисленного возникает вопрос: есть ли тот волшебный короткий путь к успешному восприятию ритмического рисунка ?

Чудес не бывает и традиционные методы, особенно на первоначальном этапе, как работали, работают и будут работать.

Вспомним их обзорно и рассмотрим в ключе использования фонограмм.

Методы Тактирования и Дирижирования - очень востребованы на первоначальном этапе. С помощью фонограммы ребенок может дома легко тактировать и дирижировать без опасения ошибочного воспроизведения текста.

Примеры в исполнении учеников, в частности с использованием фонограмм.

Метод использования метронома (помогает прочувствовать метр и ровную пульсацию)-фонограмма при этом позволяет выяснить конечный темп произведения и затем в работе постепенно к нему приближаться.

Примеры в исполнении учеников.

Ритмослоговая система - существует много систем, но я остановилась на одной из последних-система Екатерины Олёрской, которая сравнительно недавно выпустила книгу-практикум «Его величество ритм». Она и легла в основу изучения ритма на начальном этапе у моих учеников. Фонограммы в сочетании с этим способом создают хороший эмоциональный фон для работы.

Примеры в исполнении учеников.

Игра в ансамбле

Ансамблевое музицирование обладает рядом достоинств. Во-первых, в репертуарном списке юных пианистов, благодаря немалому количеству удобных переложений и оригинальных аранжировок оказываются популярные симфонические произведения, фрагменты из опер и балетов, музыка из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей. Перед юными музыкантами открывается возможность активного развития, посредством знакомства с обширным фондом классической и эстрадной музыки. Во-вторых, во время работы над произведением в ансамбле учащиеся приобретают навык ведения музыкального диалога: начинающие исполнители учатся слушать партнёра, плавно передавать реплики друг другу, стремятся к балансу и согласованности звуков, метроритма, динамики и артикуляции. В-третьих, игра в ансамбле способствует удачному исполнению музыкальных произведений: испытав радость успешных выступлений вместе с партнёром, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.

Этот метод подразумевает различные формы работы и в сольных произведениях: помочь ребенку в изучении партии одной руки, играя партию второй , можно дублировать всю партию ученика и «вести» его за собой, можно подобрать гармоническую основу и подыграть, если уместен такой вариант — например, в исполнении детских песен.

Примеры ансамблевого исполнения с учениками

Игра в ансамбле является хорошей и обязательной подготовительной базой для дальнейшего использования возможности современных технологий.

Игра с фонограммами

Мы регулярно сталкиваемся с одной и той же проблемой – ученик занимается на уроке, выполняя все пожелания учителя, а придя домой, забывает обо всех нюансах, связанных с произведением, и проводит над ним совершенно бесполезную с музыкальной точки зрения работу, а иногда просто заучивая ошибки. Эта проблема часто возникает по той причине, что во время самостоятельных занятий рядом нет контроля в лице профессионала, поскольку родители зачастую не являются музыкантами и не могут помочь своему ребенку даже при желании. В этом случае фонограммы несут на себе роль своеобразного «контролера» за учебной деятельностью ученика.

Фонограмма не всегда может или должна быть концертной. Вариант учебной, репетиционной фонограммы часто реально необходим! Преподаватель может записывать на диктофон фрагменты текста для ученика, например, партию левой руки при работе над правой, или наоборот , а так же можно использовать «внешние» фонограммы для выработки определенного навыка или для выработки устойчивого ритма…

Сегодня, в век современных технологий, когда практически у каждого человека вне зависимости от возраста и рода деятельности есть смартфон, планшет, ноутбук и другие аудио устройства, с помощью которых можно легко воспроизвести аудиозапись, внедрение «минусовок» в образовательный процесс становится не таким сложным явлением. Для репетиций этого уже достаточно.

Актуальность Использования фонограмм.

Возвращаясь к теме актуализации использования фонограмм, хочется сделать акцент, что обновление учебных  программ и планов  в ДМШ и ДШИ, а также постоянно  меняющиеся условия жизни диктуют новые требования   к   воспитанию, образовательному процессу   и   результатам обучения. 

В настоящее время современная молодежь-признаем этот факт - мало интересуется классической музыкой. Именно поэтому возникает необходимость привлечения внимания детей к занятиям в музыкальной школе путем различных форм работы на уроке, среди которых особое внимание и заслуживает игра пьес с фонограммой «минус».

Использование фонограммы в учебном процессе, несомненно, дополняет и расширяет содержание музыкального образования, а главное, мотивирует учащихся к обучению.

Учащиеся с огромным удовольствием исполняют произведения под   оркестровый   аккомпанемент.   Их   интерес   к  музыке разных стилей   возрастает.  

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу.

Играя   под   такой   аккомпанемент,   юный   музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить  себя маленьким артистом и это стимулирует его занятия на инструменте.  

Занятия с фонограммой в домашних   условиях   дают   ощущение   игры в оркестре, ансамбле, развивая   музыкальный   вкус   и   раскрывая   творческий   потенциал

учащихся, а также дают возможность родителям поверить в способности своего ребенка.

Более того, в таком виде уже с с 1 класса можно выступать на различных площадках-в ООШ, на отдыхе и пр...

Следует оговориться, что игра пьес с фонограммой это лишь вид работы на уроке, а классическую форму работы с учащимся никто не отменял.

В работе над ритмом этот метод является сдерживающим, организационным, иногда (!) своего рода финальной стадией работы над музыкальным произведением.

Особенную популярность такой вид деятельности получил у инструменталистов — солистов (духовые, скрипка, баян, домра, ВОКАЛИСТЫ…) как на уроках специальности, так и на уроках общего фортепиано, но и пианисты потихоньку приобщаются к подобной форме работы.

Очевидные плюсы в работе с фонограммами, связанные с ритмом и не только…

-Темповая стабильность( в фонограммах современных, где эта стабильность равна значению метронома, поскольку в фонограммах оркестровых множество темповых отклонений, которые так же в записи стабильны и их со временем так же можно выучить)

- Развивают ансамблевые навыки

-Детальная ориентация в тексте

-Ускоряют медленное мышление начинающих музыкантов

-Знакомят с основными стилистическими жанрами классической и современной музыки с ярко выраженными ритмическими шаблонами

- выявляют плохо выученные места

величивают количество проигрываний

- Развивают оркестровое мышление

- Дают возможность ярких выступлений вне школы

- Помогают преодолеть боязнь сцены

- Обогащают репертуар

Обратимся к репертуару. В педагогической практике на уроках специального фортепиано можно использовать детские песни, которые есть в открытом доступе. Существуют так же онлайн сервисы, позволяющие ускорять и замедлять фонограмму, что является крайне необходимым составляющим работы и существенно облегчает её.

Есть так же платный контент, но по доступным ценам — его реально приобрести «вскладчину», что существенно удешевит покупку для каждого.

Например, заслуживают внимание сборники композитора, педагога-хоровика, аранжировщика Андрея Андреевича Серова, который сделал большую работу и издал сборники произведений различной сложности (знакомые, популярные, очень доступные ученикам любой подготовки) и написал к ним оркестровый минус.

  В сборниках пьес «Бирюльки», «Юным АСам1,№2,№3» можно найти аранжировки фонограмм к детским пьесам И. Корольковой, Н. Тороповой, К. Лонгшамп-Друшкевич, Ю. Абелян. Большой выбор русских, украинских, белорусских песен, современной эстрадной и джазовой музыки.

Есть образцы и классического репертуара в виде легких переложений разного уровня сложности. (Нотные примеры на экране)

Особый интерес представляет цикл из четырех сборников Н.Юдовиной-Гальпериной «Большая музыка –маленькому музыканту».

Фонограммы к этим произведениям вряд ли существуют, но попробовать сыграть с оригиналом всегда можно.

Нотные примеры на экране

Вокальная музыка – как классическая, так и современная – кладезь шедевров на любой вкус. Для использования на уроках общего фортепиано всегда можно выбрать подходящее произведение даже с учетом вкуса ребенка.

Нотные примеры на экране

Остановимся более подробно на сборниках Екатерины Олёрской «Ручные пьесы с фонограммой», «Елочные игрушки» (полифония для младшеклассников). Уровень сложности пьес разнообразен: от простых упражнений для игры одним, двумя пальцами, до развернутых виртуозных произведений.

Исполнение пьес учащимися

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение новых методов, новых интерпретаций, нового наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДШИ.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой вид творчества позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивания произведения дома, а не только в классе с педагогом. А также является хорошей формой работы для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно и эффектно.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов. Как этого добиться-дело каждого, но поиск интересных практических форм работы, учитывая индивидуальные возможности ученика, не должен останавливаться. Главное вселить в него уверенность, интерес, желание творить.

Как показывает практика - исполнение упражнений и несложных музыкальных произведений под фонограмму вызывает определенный интерес у учеников и приносит неоспоримую пользу — раскрепощает, снимает зажатость, страх публичных выступлений-создает ощущение, что ты не один на сцене.

Работа с фонограммами помогает не только в освоении трудностей ритма, но и открывает возможности для творческой активности — можно подбирать любимые песни и помогать себе в их исполнении. Лёгкие переложения шедевров мировой музыки, которые ребенок в оригинале то ли сыграет когда-то, то ли нет, с подобным сопровождением доступны большинству и слушаются объёмно и стильно, поэтому пренебрегать, как и злоупотреблять, конечно, таким видом деятельности не стоит.

Подобная форма работы больше востребована именно на первоначальном этапе обучения, когда дети только нарабатывают свой музыкальный опыт. Со временем при переходе на более серьёзную и технически сложную и интересную музыку необходимость в частом использовании фонограмм отпадает.

ЛИТЕРАТУРА

 . Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. – 3-

е изд., доп. – М.: Музыка, 1978. – 289 с.

3.Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Барен-

бойм. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. – 336 с.

Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб.

пособие. - Волгоград: Перемена, 2002.

Новоселов А.С. Играем с удовольствием: 1-2 класс ДМШ. - Омск, 2010. - 25с.

Шадёркин Ю. П. В современных ритмах. Самара: 2011. - 30с.

Новые педагогические и информационные технологии / Под ред.

Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.

Статья в журнале «Музыка в школе» Февраль 2018, Г.Н.Лазовой «Внедрение информационных технологий и современных методов обучения в учебный процесс ДШИ и ДМШ» ( Образовательная программа «Музыкальная информатика» ).

https:// fortepiano-olerskaya.com.fonogramma

Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии.№1.1961.

Кутунова Т. Н.  Некоторые формы работы над развитием чувства  метро – ритма у учащихся фортепианного класса. М. Музыка. 1973.

Любомудрова  Н. Методика обучения игры на фортепиано. М. Музыка.1982.

Назайкинский Е. О музыкальном темпе. М. Музыка.1965.

Нейгауз Г.Об искусстве фортепианной игры. М. Музыка.1967.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. Наука.2003.

Франио Г., Лифиц И.Методическое пособие по ритмике. М. Музыка.1995.

Хохлова В. Н. Музыкальный ритм. М. Музыка. 1980.

Баренбойм, Л. А. Путь к музыке / Л. А. Баренбойм, Н. Н. Перунова. – Л.:

Советский композитор, Ленингр. отд-ние, 1988. – 168 с.

Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М., 1968.

– 415 с.

Гогоберидзе, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дош-

кольного возраста : учеб. пособие / А. Н. Гогоберидзе. – М.: Академия, 2005. –

320 с.

Жак-Далькроз, Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства:

шесть лекций / Э. Жак-Далькроз. – 2-е изд. – М., 1922.

Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г.

Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.

Прокофьев, Г. П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста / Г. П.

Прокофьев. – М., 1956. – 135 с.

Громадин В. Цифровая музыка цифрового века //Музыкальная академия,

2008 № 1, с 190-195.

Ксенофонтова Д.В. Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной заочной конференции (г. Пермь, 2012 г.).

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Москва, 1998.

Л.А. Абсатарова, Р.И. Садриев. «Использование современных технических средств в обучении. //Материалы открытого республиканского семинара (г. Казань 2009г.)