Формирование активной гражданской позиции подростков средствами патриотического воспитания.

Актуальность темы.

Чтобы современные подростки не стали Иванами, родства не помнящими, надо проводить кропотливую, систематическую работу по патриотическому воспитанию и формированию активной гражданской позиции.

Сегодняшние события подтверждают, что экономические проблемы, социальное расслоение общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на людей, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании процветает равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству.

В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится  формирование активной гражданской позиции подростков средствами патриотического воспитания.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на её становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, её народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё. Воспитание патриота - это любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами - любовь к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к её истории, гордость за свой народ и желание его защищать.

Целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства с активной гражданской позицией,

обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

         развитие личности, обладающей качеством гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

         расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

        привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и РК.

Мы знаем, что патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется.

Патриотизм формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы воспитанники переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. А для этого нужна кропотливая работа.

Такая работа ведётся в нашей школе, в нашем классе.

Главное в работе – воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодежи, проявляющейся в активной жизненной позиции, стремлении лично участвовать в обеспечении защиты общества и государства.

Активное воспитательное значение имеет знание государственной символики.. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников..

Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств является организованное наблюдение окружающей действительности. Ребята видят, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Эти наблюдения мы сочетаем с чтением художественных произведений (Б.Васильев «А зори здесь тихие», «С. Алексеев «Сто рассказов о войне», Л. Никольская «Должна остаться живой»), слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.

В музее «Боевой славы» нашей школы часто проходит защита исследовательских проектов, посвящённых знаменитым людям нашего города.

Главными мероприятиями по патриотическому воспитанию детей являются: мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, 9 мая.

Наш класс является активным участником всех встреч с ветеранами СВО

, где ребята проявляют свою активную гражданскую позицию. Ребята пишут письма бойцам СВО и делают небольшие подарки:

Тесное сотрудничество у нас с центром плетение сетей, для помощи в победе на Украине.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества.

Ребята нашего класса являются активом и экскурсоводами школьного музея «Боевой славы».

Патриотическое воспитание важно в формировании гражданской позиции воспитанников школы-интерната, и мы осуществляем это очень чутко и тактично, и занимаемся этим с младших классов, прививая уважение и любовь к защитникам родной земли, формируя у ребят основы активной гражданской позиции.

Таким образом, я использую такие формы патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

краеведческая деятельность;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

социальные акции «Ветеран живет рядом».

Очень интересно проходят в классе патриотические часы, равнодушных здесь не бывает, все встречи оставляют огромный эмоциональный след.

Азартно проходят конкурсы «А ну-ка, мальчики!». Здесь ребята стараются показать свою силу, ловкость, сноровку.

И мальчишки, и девчонки готовы к защите Отечества. На прошедшем диспуте «В армии служить - Родиной дорожить» ребята отстаивали каждый свою точку зрения на этот счет.

Огромную роль для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины играют смотры строя и песни. Готовясь к смотру строя и песни, мы узнаём о родах войск, командах, дисциплине. Многие мальчишки хотят поступать в военные училища, им это пригодится. Уже сейчас они чётко выражают свою активную гражданскую позицию в этом вопросе

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события нашей страны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу землю, нашу Родину. И мы прежде всего в своей семье должны знать тех, кто был участником далёких событий. Ребята записывают родословную семьи, делают проекты.

Интересно и плодотворно проходили патриотические часы «Чтобы помнили», «Человек-легенда», «Керченско-феодосийский десант», «Юные патриоты», «Спасибо деду за победу», агитбригада «Россия-родина моя», агитбригада «Мы патриоты Росси», «Юные герои-антифашисты», киноурок по х/ф «Офицеры», литературно-музыкальная композиция «Память в песне, танце и сердцах», круглый стол «Что я смогу сделать для Родины

Я считаю особенно актуальной тему военно-патриотической работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества и его интересов, в том числе исполнявших служебный долг за его пределами. А также вопросы верности воинским и боевым традициям, их пропаганды и преумножения, организации и проведения поисковой работы. В нашей школе ведётся поисковая работа, сбор материалов, увековечение памяти павших соотечественников в Великой Отечественной войне, в Афганистане, локальных войнах и военных конфликтах.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

В фойе нашей школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов. Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятию блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Считаю, что эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе. Мы продолжаем взаимодействовать с библиотеками, музеями города, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений

Только полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание к тем далёким героическим дням, знание фактов, событий даёт толчок к формированию гражданской позиции школьников. Например, на Уроке мужества, посвящённому освобождению Феодосии, ребята рассказывали о воспоминаниях своих родных-очевидцев тех далёких дней.

Краеведческая деятельность. Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма,

гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

– экскурсии в городской Краеведческий музей, школьный музей ;
– уроки-знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;
– оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";
– конкурсы лучших чтецов «С чего начинается Родина?»;
- обзорная экскурсия по родному Челябинску.

Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия:

- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Самоуправления школы;  

выборы Президента школы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма, формируют активную гражданскую позицию подростков.

Мы посетили первую в мире иммерсионную инсталяцию, размещённую в составе ПОЕЗДА ПОБЕДЫ», который показал экспонаты, найденные в местах боевых действий.

Эффективность в реализации своей работы вижу в следующем:

Обеспечение духовно-нравстве

нного единства в школе

, возрождение духовных

ценностей школьников;

Развитие толерантности и сохранение

славных

боевых и трудовых

традиций нашего края;

Привлечение подростков групп «риска»

к

общественным

мероприятиям патриотической направленности и как следствие

снижение числа школьников, совершивших правонарушения;

Повышение уровня восп

итанности и нравственности воспитанников

;

Участие в

помощи центра для победы в СВО

;

Привлечение школьников к систематической патриотической работе

в

школе.

Итак, патриотическое воспитание – это совместные усилия школы,

семьи, общественных организаций. За долгие годы существования школы –

интерната накоплен значительный опыт работы по формированию у

учащихся активной гражданской позиции, патриотических чувств и

убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-

эстетическую, патриотическую и творческую активность.

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников, стендов, воспоминаний.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации нашей работы по формированию активной

гражданско-патриотической воспитанности у учащихся должны быть

сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция и развитие творческих способностей

- чувство патриотизма, верности Родине, и готовности служения Отечеству

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность

- поисковую работу по пополнению фондов Музея Боевой Славы

- - помощь ветеранам

И задача воспитателя

найти там, где ты живёшь то, чем можно гордиться.

Таким образом, главное в формировании гражданской позиции – системный подход, создание условий для самовоспитания. Формировать гражданскую позицию у подростков возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой всё подчинено единой цели: воспитание культурного человека, гражданина и патриота.