Егорова Анастасия Владимировна

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в ходе сотрудничества школы и семьи

Аннотация. В статье рассматриваются принципы формирования ценностных ориентаций у младших школьников в ходе сотрудничества школы и семьи. В семье закладывается нравственныйфундамент личности, эмоционально-ценностные представления, формируются нравственные чувства икритериинравственности (отзывчивость, честность, доброжелательность и т.д.).

В современных социокультурных условиях ключевой задачей системы образования является воспитание гармоничной и социально ответственной личности.В теоретических источниках по проблеме формирования ценностных ориентаций личности начало их становления указывается уже в дошкольном возрасте, а далее продолжается на следующем ответственном периоде их формирования, то есть в младшем школьном возрасте.

Рассматривая потенциал образовательной среды с точки зрения воспитания ценностных ориентаций, необходимо подчеркнуть, что уклад жизни в образовательной организации, ее традиции и ценности оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций в случае внутреннего принятия и сопричастности к ним обучающихся. В связи с этим создание образовательной среды и организацию воспитательного процесса целесообразно выстраивать прежде всего на основе интересов обучающихся. Для определения направлений и принципов воспитательной деятельности классным руководителям совместно с педагогом-психологом необходимо провести диагностику ценностных ориентаций обучающихся, используя рекомендованные для этих целей методики в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Младший школьный возраст достаточно сенситивен для формирования ценностных ориентаций. В этот период жизни учащихся существенное развитие получают все психические процессы и возникают личностные новообразования: теоретическое мышление, способность оперировать отвлеченными понятиями, внутренний план действий, произвольность психических процессов, личностная рефлексия и др. (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).

Ценностная ориентация формируется за счет воздействия на личность внешних факторов, которые характеризуют взаимоотношения личности с обществом, где особое место принадлежит состоянию различных общественных институтов, сформированных в ходе культурно-исторического развития данного общества, и внутренних факторов, обусловленных возрастными периодами развития, особенностями индивидуального развития конкретной личности. Нас интересуют в первую очередь такие внешние факторы, как семья и школа, которые непосредственно влияют на формирование системы ценностных ориентаций. Семья признана стоять на защите системы правильных ценностей, так как именно она является важнейшим институтом социализации личности. В семье ребенок получает первый опыт взаимодействия.

Согласно культурно- исторической теории Л.С. Выготского, образование ценностных ориентаций личности происходит в результате присвоения общественно - исторического опыта, интериоризации экстериоризации аксиологического содержания среды. Познание и освоение окружающего мира осуществляется в ходе ценностно - ориентационной деятельности, исходя из личностного опыта ученика и присвоенных ценностей.

Система ценностных ориентаций человека рассматривается социологами как важнейший компонент структуры личности, отражающий избирательное отношение человека к социальным реалиям и определяющий долговременные линии поведения, направленного на достижение каких-либо результатов [1].

Ценностные ориентации личности, формируясь как система субъективных предпочтений и выборов стратегии социального поведения, создают основу для соподчинения и согласования потребностей, мотивов, интересов личности, а также, конкретных форм ее деятельности в различных сферах жизни, в том числе и профессиональной. Теоретический анализ роли ценностных ориентаций в регуляции социального поведения позволяет сделать вывод о том, что они должны рассматриваться как «основные компоненты механизма, осуществляющего внутреннюю регуляцию такой разновидности социального поведения, как выбор профессии».

Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности и составляет основу отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Роль ценностных ориентаций – дифференциация объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной) для субъекта [2].

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть становятся устойчивыми мотивами деятельности и превращаются в убеждения [3].

Сложная и неоднородная структура ценностных ориентации личности и разноплановость выполняемых ими функций определяют наличие множества классификационных моделей ценностных образований, различающихся критериями, заложенными в их основание. Так, в различных концепциях разделяются абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.

Бердяев Н.А., полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является бессознательной функцией сознания человека, выделяет духовные, социальные и материальные ценности.

Тугарин В.П. также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественнополитические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (материальные блага).

А вот В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности лишь к двум категориям – материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями – политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи.

Гудечек Я. указывает на следующие значения понятия «ценность»: ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., которые существуют независимо от субъективных оценок людей, а также ценности в смысле субъективной значимости, «ценности» для индивида. Значимость ценности для индивида воспринимается им в трех значениях: как качества вещей, к которым направлены усилия человека или которые удовлетворяют его потребности; как положительно оцениваемые индивидом объекты; как критерий, на основании которого разные объекты подлежат оценке [4]. Ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, т.е. занимающая самое высокое положение в его системе ценностных ориентаций, определяет общую направленность личности.

Наиболее популярной среди ценностных теорий считается подход М. Рокича, который проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Ценностные ориентации Рокич определяет, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [5].

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей хранятся в культуре, в обществе и в его институтах;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – как убеждения в том, что определенный образ действий, с личной и общественной точек зрения, является предпочтительным в любых ситуациях.

Среди терминальных ценностей противопоставляются [10]:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) – абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) – ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) – ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) – пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Основываясь на вышеизложенных теоретических подходах к определению понятий ценности и ценностные ориентации, можно определить ценности как положительную или отрицательную значимость явлений социального мира для человека, которые определяют фундаментальные основы его существования (материальные и духовные). Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях.

В процессе воспитания ценностных ориентаций обучающихся в качестве регуляторов воспитательной деятельности должны выступать такие принципы, как гуманистическая направленность, уважение к личности и требовательность к ней, учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников, включение школьников в значимую деятельность, воспитание в коллективе, опора на положительное в воспитаннике, принципы наглядности и диалогичности.

Великий русский педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал следующее: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» [5]. Ведь именно семья вместе с еѐ естественным и постоянным характером воздействия признана формировать черты характера ребенка, его убеждения, взгляды и мировоззрение.

Для ребенка семья выполняет рекреативную и эмоциональную функции, которые защищают человека от экстремальных и стрессовых ситуаций. Уют и теплота домашней обстановки, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание и поддержка – все это позволит ребенку в дальнейшем быть более стойким к условиям современной и неспокойной жизни, а первокласснику как можно безболезненно и за короткий срок адаптироваться к особенностям школьной жизни. Развитие ребенка нравственным и правильным возможно только тогда, когда в семье присутствует атмосфера взаимного доверия и уважения [2].

Есть целый ряд объяснений зависимости нравственного роста ребенка от характера атмосферы в семье. Душевные и сердечные отношения способствуют тому, что дети уважают своих родителей, восхищаются их поступками и стремятся стать похожими на них, что в конечном итоге, формирует у ребенка положительные моральные качества.

Основными формами и методами деятельности педагогов, воспитывающих у младших школьников умение устанавливать с миром ценностные отношения, являются:

пример (предъявление образца отношения);

методы формирования опыта поведения и деятельности;

создание воспитательных ситуаций, ситуаций ценностного выбора;

анализ конкретных ситуаций (кейсы);

ценностный диалог, дискуссии;

игровое / социальное / имитационное моделирование;

включение школьников в практическую благотворительную социально-культурную деятельность (социальные акции, волонтерство, наставничество).

Формирование и структура ценностных ориентаций ребенка складываются в результате социализации, главным образом, в семье. От отношения отца и матери к ребенку и от удовлетворения его психических потребностей в большей степени зависит возникновение и развитие типа поведения будущего человечка в течение жизни [4].

Таким образом, в жизни каждого человека родители играют очень большую и ответственную роль; они дают первые образцы поведения. По причине того, что ребенок подражает тому поведению, которое он видит, родителям необходимо задуматься о том, что от них самих зависит формирование личности их ребенка. Родителям необходимо вести себя так, чтобы их дети перенимали от них те ценности, которые они хотели бы видеть в детях. Наиважнейшей функцией семьи в формировании личности ребенка – это закладка нравственного фундамента его личности, а именно – эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств и усвоение простых норм нравственности (отзывчивость, честность, доброжелательность).

Список цитируемой литературы

1.Васютенкова И.В., Машарова В.А. Формирование ценностных ориентаций – основа социально-ответственной личности школьника. Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 4. С. 9-16.

2.Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования : учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 164 с.

3.Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 413 с.

4.Страхова Е.А. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности младшего школьника. В сборнике: Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 116-118.

5.Федосова И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников. Начальная школа. 2017. № 6. С. 17-20.