Учитель начальных классов

Полина И.В.

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников.

«Читать – это еще ничего не значит;

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное дело».

Константин Дмитриевич Ушинский

Актуальность темы

Причины снижения интереса к урокам чтения усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;

отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Цель: Формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи: Изучение опыта учителей по проблеме развития читательской компетентности; Организация работы на уроке с использованием разных приемов, способствующих повышению интереса к урокам чтения; Выявление и внедрение приемов формирования читательских умений

Выделены три основные компетенции, составляющие основу читательской компетентности, - это:

познавательная;

ценностно-смысловая;

коммуникативная.

Ценностно-смысловая компетенция

 определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов.

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение пятью основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов.

Читательская компетентность обучающихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Одним из требований ФГОС НОО является научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Можно выделить компоненты читательской компетентности:

1-владение техникой чтения:умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковопросмотровое).
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2-владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения:знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях,  их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3-знание книг и умение их самостоятельно выбирать:В работе по данному направлению учащиеся  работают со справочной литературой, словарями,  часто посещают библиотеки.

4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этого компонента компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Этапы читательской подготовки

Подготовительный 1 класс

Начальный 2 класс

Основной 3 класс

Заключительный 4 класс

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности или технология продуктивного чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Для организации учебного процесса по формированию читательской компетенции целесообразно использовать приёмы продуктивного чтения.

Приём «Прогнозирование по иллюстрации». Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2. Опишите героя, определите черты его характера.

Приём «Корзина  идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.

Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя? Где в обычной жизни…?).

Прием «Ассоциативный куст»

Учитель пишет     ключевое     слово   или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать    знания,     мотивировать последующую      деятельность,    активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

1. Ученики про себя читают небольшой по  объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Прием  «Ассоциативный куст» применяется в начале урока. На уроке литературного чтения в 1 классе учитель предлагает послушать песенку - загадку.

- Послушайте песенку-загадку и определите, о чем будем читать сегодня на уроке. (прослушивание песенки – загадки про землянику)

- Собирали ли вы когда-нибудь землянику? Учитель пишет     ключевое     слово   «земляника», учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, связанные с этим словом,  учитель записывает.

- Где растет эта ягода?

 -Зачем ее собирают?

-Легко ли ее найти? Как ее нужно собирать?

-Как бы вы объяснили, что такое земляника?

- Где можно узнать точное значение слова?

Использование    этого    приема    позволяет     актуализировать   

знания,мотивироватьпоследующую      деятельность,    активизиро-вать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

Прием « Моделирования»

Цель приёма:

Приём « Цепочка событий»

Цель приёма:

формирование умения учащихся представлять композицию произведения.

Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Например, – Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои произведения?

- Что можете сказать об авторе произведения?

- Найдите его портрет .Какое произведение Я. Тайца мы читали? Работа с выставкой книг Я.М. Тайца.

Работа с иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет текст?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Прием «Зигзаг»

Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.


Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна

Для формирования навыков сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна

3. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

В Драгунский «Друг детства», учащиеся дали характеристику Дениске до встречи с другом и после, использовав два круга. 1 круг – до встречи (растерянный,весёлый, легкомысленный), 2 круг – после встречи с другом (верный, сердечный, внимательный, преданный), сходство – один круг накладывается на другой (мальчик, Дениска, добрый). Учащиеся делают вывод: любить и заботиться нужно не только о живых существах, но и об игрушках. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст. И здесь Дениска повёл себя как настоящий друг.

Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

Памятка для учащегося

внимательно прочитать текст;

выделить главные мысли текста;

проверить, как они соотносятся между собой;

сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;

прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то

важное.

Дневник двойных записей.

Для формирования умения задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то    фактах,    вызвали     какие- либо ассоциации; в правой – написать        лаконичный      комментарий: почему     именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Толстый и тонкий вопросы

«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.

Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

На чистом листе или на классной доске посередине пишется ключевое слово или предложение, которое является темой. Вокруг ключевого слова записываются слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «понятия» появляются свои «подпонятия», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать, пока идеи не иссякнут. После прочтения текста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

Прием «Синквейн»

«Синквейн» – один из приёмов технологии развития критического мышления. практике Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:

в первой строке заявляется тема или предмет (одно имя существительное);

во второй даѐтся описание предмета (два имени прилагательных);

в третьей – три глагола;

в четвѐртой строке приводится фраза обычно из четырѐх значимых слов, выражающая свое или авторское отношение к предмету;

в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Вводить этот прием можно со 2 класса. В связи с тем, что учащиеся еще не знают таких понятий как «имя существительно», «имя прилагательное» и «глагол», можно предложить ученикам в помощь памятку.

Слово – предмет (кто?что?)

2 слова – признака (какой? какая? какое? какие?)

3 слова – действия (что делает? что делают?)

Твоё или авторское отношение (предложение, пословица, цитата)

Синоним к слову-предмету (кто? что?)

Так, например, при работе над характеристиками героинь сказки В. Одоевского «Мороз Иванович» Ленивицы и Рукодельницы ученикам 2 класса было предложено написать синквейн.

Варианты второклассников (работа в парах):

Ленивица.

Грубая, жадная, ленивая.

Лежит, отдыхает, грубит.

Вот и проучил ее Мороз Иванович!

Бездельница.

Рукодельница.

Умелая, добрая.

Варит, прибирает, вяжет.

В награду получила пятаки.

Мастерица.

Таким образом, составление синквейна способствует творчески провести этап рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие или тему, резюмировать информацию по теме урока.

Приём «Перепутанные логические цепочки» Суть его заключается в том, что ключевые слова располагаются учителем на доске в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Приём «Верные и неверные высказывания». Этот прием логично использовать на стадии рефлексии. Данный приём не занимает много времени как при проведении, так и при проверке, также он прост и понятен детям и даёт учителю полную картину о знаниях детей, приобретенных на конкретном уроке или по конкретной теме.

Приём «Восстановление / заполнение пропусков» Приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми ветками». "Восстанови текст" (запись на доске)
"Мелодия   р....,   под........,   бушевала,   как   ....р, неслась по вер..... деревьев, ср..... листья, к..... траву, ..ла в лицо прохладными брызгами."

Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками».  Под «чтением с остановками» понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления. Она используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться. При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап – заключительная беседа.

Приём «Письмо герою» Ученики пишут пожелания главному герою, дают советы герою.

Применяя на уроке те или иные приемы, направленные на развитие критического мышления.

Таким образом, использование данных приемов охватывает большее количество информации, вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность, сохранению интереса к обучаемой теме, развивает аналитико-синтетические и творческие способности, что позволяет учащимся шире использовать познавательные возможности и постоянно поддерживать интерес к предмету.

«Неграмотным человеком завтрашнего

дня будет не тот, кто не умеет читать,

а тот, кто не научился при этом учиться »  
Э.Тоффлер

МБОУ «Супоневская СОШ № 1

им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина»

Выступление на тему:

«Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников»

Выполнила учитель

начальных классов:

Полина И.В.

2022-2023 уч.год