Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Заставить  детей полюбить чтение нельзя, можно только увлечь, заинтересовать. Особую актуальность эта проблема приобретает в начальной школе, где закладывается основа  воспитания компетентного читателя.

Читать - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…» К.Д. Ушинский

«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. В условиях реализации ФГОС особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.  Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности

  Под читательской грамотностью понимают способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знании. Но учителя сталкиваются на практике со следующими проблемами: 

-   дети имеют низкую скорость чтения;

-   зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

        Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Занятия направлены на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными).

На уроках литературного чтения и внеурочных занятиях   проводятся различные виды работы над текстом:

- Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

- Чтение, деление на части. Составление плана. Чтение по готовому плану. Чтение, после чтения – пересказ. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

- Чтение цепочкой по предложению. Чтение цепочкой по абзацу. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение. Чтение за диктором.

- Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение, ответы на вопросы. Нахождение в тексте выводов. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

-  Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

Читательскую компетентность необходимо формировать на каждом уроке на каждой ступени обучения, используя разнообразные формы, методы работы и технологии.

Вполне реально влюбить ребенка в книгу и научить понимать ее.

В 4 классе – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

выделение главной и второстепенной информации;

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Читательская грамотность является основным навыком функциональной грамотности. В

современном обществе обязательным условием для становления успешности личности необходимо уметь работать с информацией.

Прием «Лингвистическая сказка». Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста.

Приём «Чтение с остановками»

Суть данной стратегии заключается в том, чтобы побудить обучающихся размышлять. Чтение с остановками помогает правильно понять условие, составить краткую запись, у ученика рождается ответ на вопрос. При прочтении текста можно использовать цвета или подчеркивание.

Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы»

Цель стратегии - формирование умения формулировать разноуровневые вопросы и соотносить понятия.

Алгоритм реализации стратегии:

Учащимся предлагается составить вопросы по теме, по тексту и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа, «толстые» – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицу «толстых» и «тонких» вопросов.

Приём «Уголки», при составлении характеристики героев, какого-либо произведения. Класс делю на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, а другая группа отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Создание викторины»

Прием «Мозаика».

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Работа с вопросником», применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём ответы и вопросы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующий анализа и рассуждения. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивания лишних.

Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем  читательскую грамотность.

 В заключение хочется сказать, что использование на уроках систематической работы над текстом, способствует развитию речи обучающихся, формирует «читательскую грамотность школьников». Позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

Педагогический эффект систематической работы с  текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.