Формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания
Подготовила: Скирмант Елена Борисовна,
учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вильская средняя школа
Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.
Цель данной темы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни
Задачи
Формировать умение работать с информацией
Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания
Формировать навыки преобразования информации
Формировать навыки целостного анализа информации
Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности
Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(Концепция исследований PISA)
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
Умение критично мыслить:
1.Писать рецензии
Писать аннотации
Находить ошибки и недостатки в информации
Дополнять неполную информацию
Выявлять предвзятость авторов
Умение работать с учебной литературой:
1. Находить в тексте нужную информацию
2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы
Выделять в тексте главное
Разбивать текст на содержательные части
Составлять план, тезисы
Делать сообщения, выводы из проработанного материала
Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:
1. Графически, схематично изобразить информацию
2.Читать и объяснять схемы и графики
3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала
Умения воспринимать информацию из разных источников:
Подбирать публикации, тезисы из источников
Работать с дополнительной литературой
Анализировать различные взгляды авторов на вопросы
В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.
Проблемы возникающие в процессе обучения:
- Низкая скорость чтения
- Непонимание смысла прочитанного
- Испытывают затруднения в кратком пересказе
- Ошибки по причине непонимания формулировки задания
Не хватает заданий:
Требующих привлечения дополнительной информации
содержащих избыточную информацию и «лишние данные»
комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов
Ожидаемые результаты:
формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах при подготовке к ВПР и к сдаче ОГЭ
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД
Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:
Написание эссе по проблемному вопросу истории
Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип –
«почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)
«От первого лица»- после прочтения текста (
например
составить рассказ от имени древнегреческого купца и и
ли строителя египетских пирамид
)
Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
«Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)
«Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, и
ли заключение
Тильзитского
мира
)
«Схема» - составить на основе текста схему, например
,
«Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовы
х периода дворцовых переворотов
»
«Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов
«Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»
Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)
* Годы правления князя Ярослава Мудрого?
Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
Название первого свода законов Древнерусского государства?
Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)
Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?
Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ
«Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»
Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______).
В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли
(________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
«Ромашка
Блума
»
«Чтение с остановками»
«Дерево предсказаний»
«Моделирование и рисунок»
«Ключевые слова»
«Верите
ли вы…»
Найти аргументы за и против
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у учащихся
5 - 6 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
7-8 классы:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
9 класс:
«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.