* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000; text-decoration: underline ;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000; text-decoration: underline ;} .c18 {font-size: 12pt; color: #auto;}

Формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Подготовила: Скирмант Елена Борисовна,

учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вильская средняя школа

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста.

Цель данной темы: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни

Задачи

Формировать умение работать с информацией

Научить извлекать из неадаптированных текстов необходимые знания

Формировать навыки преобразования информации

Формировать навыки целостного анализа информации

Читательская грамотность является базовой основой функциональной грамотности

Читательская грамотность- это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

(Концепция исследований PISA)

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:

Умение критично мыслить:

1.Писать рецензии

Писать аннотации

Находить ошибки и недостатки в информации

Дополнять неполную информацию

Выявлять предвзятость авторов

Умение работать с учебной литературой:

1. Находить в тексте нужную информацию

2.Переписывать в тетрадь понятия, схемы

Выделять в тексте главное

Разбивать текст на содержательные части

Составлять план, тезисы

Делать сообщения, выводы из проработанного материала

Умения трансформировать визуальную информацию в вербальную и наоборот:

1. Графически, схематично изобразить информацию

2.Читать и объяснять схемы и графики

3. Использовать таблицы, схемы и графики для систематизации материала

Умения воспринимать информацию из разных источников:

Подбирать публикации, тезисы из источников

Работать с дополнительной литературой

Анализировать различные взгляды авторов на вопросы

В процессе обучения происходит овладение различными видами чтения (просмотровое, углублённое, ознакомительное, исследовательское, сканирование). Культура чтения опирается на информационную и коммуникативную компетентности школьника. Способность сопереживать основывается на умении ощущать настроения, чувства персонажей, умении понимать и принимать их позицию.

Проблемы возникающие в процессе обучения:

- Низкая скорость чтения

- Непонимание смысла прочитанного

- Испытывают затруднения в кратком пересказе

- Ошибки по причине непонимания формулировки задания

Не хватает заданий:

Требующих привлечения дополнительной информации

содержащих избыточную информацию и «лишние данные»

комплексных и структурированных заданий, состоящих из нескольких взаимосвязанных вопросов

Ожидаемые результаты:

формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах при подготовке к ВПР и к сдаче ОГЭ

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества

формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными (графики, диаграммы, таблицы и т.д.). для развития читательской грамотности у детей рекомендую применение следующих приемов:

«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом

«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

«Переводчик» - после прочтения определения нескольких исторических терминов (термины могут быть взяты из ранее изученных тем) класс делится на группы, каждая выбирает термин, представитель другой группы должен пересказать его значение своими словами, а группа назвать заданный термин

Написание эссе по проблемному вопросу истории

Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип –

«почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия» класс делится на 2 группы и по очереди составляют вопросы и отвечают на них)

«От первого лица»- после прочтения текста (

например

составить рассказ от имени древнегреческого купца и и

ли строителя египетских пирамид

)

Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)

«Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий или документов (например, формирование абсолютизма в Европе и Русском государстве или сравнение программных документов «южного» и «северного общества декабристов»)

«Плюс и минус»- привести положительные и отрицательные стороны одного события (например, реформы Ивана IV, и

ли заключение

Тильзитского

мира

)

Средневековый город

Современный город

+

_

«Схема» - составить на основе текста схему, например

,

«Сословный строй в России в XV- XVI вв.» или схему генеалогического дерева Романовы

х периода дворцовых переворотов

»

«Угадай кто» - класс делится на группы и составляет вопросы об исторической личности или событии от более сложных к простым, побеждает команда, ответившая после наименьшего количества вопросов

«Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)

* Годы правления князя Ярослава Мудрого?

Как к власти пришел Ярослав Мудрый?

Название первого свода законов Древнерусского государства?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?

Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

Работа с историческим документом – дается для прочтения исторический документ и при помощи «алгоритма работы с документом» проводится его анализ

«Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ____ ) и (_______).

В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.

Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли

(________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

«Ромашка

Блума

»

«Чтение с остановками»

«Дерево предсказаний»

«Моделирование и рисунок»

«Ключевые слова»

«Верите

ли вы…»

Найти аргументы за и против

Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у учащихся

5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7-8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

9 класс:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Хорошо» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету. Формулирует аргументированное собственное отношение к тексту и позиции автора. Может предположить факторы, повлиявшие на отношение автора.