МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОРЕЗА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 6 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОРЕЗ»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ГБОУ «ШКОЛА № 6 Г.О. ТОРЕЗ»
НОСКОВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
Торез 2025
«Чтение-ничто;
осмысленное чтение-кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное- совершенство»
А.С.Пушкин
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач, важным показателем качества образования.
Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте. Читательская грамотность-это базовый навык функциональной грамотности. Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Чтение становится более прагматичным и осуществляется с помощью гаджетов. Разницу между этими видами чтения литературный критик Фрэнк Кермоуд определяет понятиями «физическое, материальное чтение» и «душевное, возвышенное чтение». И если мы позволим нашим детям считать такое физическое, материальное чтение нормой, если мы не откроем для них все прелести чтения душевного и возвышенного (настойчиво приучая их к такому регулярному чтению с самых ранних лет), то мы лишим их многих радостей, ярких впечатлений, бурных переживаний и восторгов, которых они никогда не смогут испытать другими способами.
С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Задачей учителя является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального образования большое внимание уделяется работе с текстом. При выполнении ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру выпускник начальной школы должен понимать смысл прочитанного, будь это задание или сам текст.
Выполнение второй части заданий ВПР по русскому языку направлено на диагностирование читательской грамотности, а значит, следующих умений: распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, составлять план, умение задавать вопрос, распознавать значение конкретного слова, умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), знание норм речевого этикета.
Анализ всероссийских проверочных работ показывает, что основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, как раз и основываются на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании, или не понимали главное в прочитанном тексте (не вникали). Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается тем, что у них слабо сформирована читательская грамотность. Ребенок, испытывающий проблемы в прочтении и понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Поэтому в первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка и литературного чтения.
Поэтому, на данном этапе, как учитель 1 класса, ставлю перед собой следующие задачи по обучению школьников читательской грамотности:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- учить работать с разными источниками информации (словарями, справочниками);
- высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;
-развивать потребность в самостоятельном чтении;
Чтобы научить учащихся понимать текст, за основу работы взяла технологию продуктивного чтения.
1. Что такое технология? (Последовательность этапов работы).
2. Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт»).
3. Что может быть продуктом чтения? (рассказы, сказки, стихи и т.д.)
4. А какой результат может быть у чтения?
(Понимание смысла прочитанного).
Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.
5. Что же является вторым результатом чтения?
(Восприятие прочитанного текста)
Восприятие – это включение ученика в чтение. А что значит включиться в чтение?
Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев.
Читаем – и переживаем.
Читаем - участвуем в действии, задумываемся над содержанием.
Читаем – предполагаем конец истории.
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим.
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
При продуктивном чтении существует три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть определена смысловая и тематическая направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
Вопросы учителя до чтения:
- О чем мы с вами будем читать, о ком говорить на уроке, вы скажете сами, посмотрев на плакат, или прочитав загадку, пословицу…
–Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет произведение?
-Прочитайте название. Можно по нему определить, какие события будут происходить?
-Прочитайте опорные слова. Предположим, о чем мог написать автор?
2 этап. Работа с текстом во время чтения ( ведущими становятся такие приёмы работы, как диалог с автором через текст и комбинированное чтение).
Чтобы диалог был полноценным и содержательным, детям необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположение о дальнейшем развитии событий, сами прогнозируем ответы и сверяем их по ходу чтения со своими предположениями, идет словарная работа по ходу чтения).
Один из эффективных путей освоения содержания – это составление кластеров, заполнение сравнительных таблиц, схем.
3 этап. Работа с текстом после чтения (обсуждение прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией)
На заключительном этапе поможет соотнести прочитанное работа с пословицами. Эффективным приёмом является творческая работа. Такое задание предполагает самостоятельную работу ребёнка: придумай свою сказку или рассказ, придумай свою концовку рассказа.
Эффективным приёмом считаю «Кубик вопросов и ответов». Часто использую в своей работе на уроках литературного чтения.
Этот приём основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Вы знаете, что у детей с этим, нередко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, размышления о читаемом и прочитанном. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Чем данный прием интересен для детей? Провожу в занимательной форме, проверяю знания и умения. К вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них.
Для своих учеников я использую вопросы:
- опиши (внешний вид или характер героев);
- сравни (героев произведения );
- придумай (свою концовку );
- назови (героев рассказа );
- используй (как пригодится в жизни);
- оцени (достоинства и недостатки героев).
Можно поменять вопросы-задания:
• почему;
• придумай;
• поделись;
• назови;
• предложи;
• объясни.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше будет понимание текста у детей.
Приём «Тонкие и толстые вопросы».
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков продуктивного чтения позволяет успешно развивать мыслительные способности обучающихся, их учебную самостоятельность, а также данные приемы работы помогают подготовить учащихся к пониманию заданий, текстов при выполнении ВПР и приводят к положительным результатам.
Так же, в работе по обучению школьников читательской грамотности использую технологию критического мышления.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
1этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
В работе использую такие приёмы как:
Приём – «Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Игровая технология
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включая в урок игровые моменты, делаю обучение более интересным, создаю у учащихся хорошее настроение, облегчаю процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Драматизация», «Моделирование» и «Древо мудрости».
Информационно-коммуникационная технология
В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации. Но здесь важно не увлекаться! Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.
Личностно-ориентированная технология
На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Особенностями этой технологии являются:
- Продумывание мной возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
- Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
- Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
-Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.
Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. При использовании на уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Интерес к чтению возникает в том случае, когда школьник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Также позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, видеть проблемы и уметь решать их. Опыт моей работы показывает, что целенаправленная работа по формированию этих действий существенно повышает результаты учеников.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Продуманная и целенаправленная работа по формированию читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от меня, как педагога. Моя задача заключается в том, что выступая организатором учебной деятельности, я должна стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня, они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).