* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;}

Педагогический проект на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть».

В.А.Сухомлинский

Целенаправленное формирование духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания начинается в начальной школе с первого класса. И это, наверное, самая трудная задача учителя. В последние годы у чтения появилось много новых ярких легкодоступных конкурентов: к телевизору добавились сотовые телефоны и компьютер. Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. Поэтому формирование читательской компетентности должно происходить и на других предметах, кроме литературного чтения, и во внеурочной деятельности. Читательская компетентность определяется:

владением техникой чтения;

приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Появиться ли на уроке то произведение, которое заставит ребёнка отложить в сторону, хотя бы на время, компьютерные игры, сотовый телефон или просмотр телевизора? Необходимо сделать акцент, что умение читать формируется только через привитие интереса к чтению.

На мой взгляд, одной из форм, реализующих эту задачу, может стать методика «Хорошее время читать» (авторский коллектив: Казакова Е. И., доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский Государственный Университет; Галактионова Т. Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, руководитель Санкт-Петербургского отделения международной ассоциации Чтения и др.)

Основу этой методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Она позволяет создать условия, когда детское чтение становится предметом социального одобрения.

Известно, что ребёнок учиться читать на новом для него тексте, при этом формируется компетентность владения техникой чтения. Для этого обучающимся предлагается список из 10 книг (на учебный год), которые он вправе прочитать в любом объёме и в любом порядке, но обязательно выполнив к произведению хотя бы одно задание. В этом проявляется и реализация дифференцированного подхода, потому что одарённый ученик, заинтересовавшись книгой, сможет выполнить больше заданий, разных по содержанию. Так у ученика формируется «Читательский портфель». Это личный документ, который выдается каждому ребенку: он помогает ребенку расти и совершенствоваться как читателю; позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность, отражает круг его «актуального» и «ближайшего» чтения. Привожу пример списка книг для первого класса: рассказы о животных Виталия Бианки, рассказы Николая Носова, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Сказки» Ганса-Христиана Андерсена, «Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна, рассказы Виктора Драгунского, «Волшебные сказки» Шарля Перро, «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Крокодил Гена и его друзья» Владимира Успенского, стихи и сказки Александра Пушкина, сказки «О потерянном времени», «Два брата» Евгения Шварца.

В Портфеле читателя ученику предложены на выбор разнородные задания для овладения приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. Приведу примеры некоторых заданий. Задание «Карта текста»: «Посмотри на карту! На ней ты увидишь разделы, которые нужно заполнить. Укажи часть книги, соответствующую разделу и страницы того, чтобы твой учитель смог разделить с тобой удовольствие от понравившегося отрывка и помочь тебе разобраться в трудных и непонятных частях произведения. Машина - начало путешествия, вершина горы - самый интересный момент, чёрный лес - самый непонятный и трудночитаемый момент…». Задание «Бортовой журнал»: «Главные герои книги (напиши). Нарисуй эмблему книги. Со мной был похожий случай … Вопросы, которые возникли при чтении, остались не совсем понятными… Когда я думаю об этой книге…».

Задание «Толковый словарь»: «Выпиши в левую графу таблицы непонятные слова. Выясни и запиши в правую графу таблицы их значение, если получится – попробуй нарисовать». Занятия спланированы так, что обязательным компонентом является индивидуальная работа с «Читательским портфелем». На заседаниях клуба дети имеют возможность развивать коммуникативную компетентность, одно из важнейших качеств человека 21 века, при этом передача и получение знаний становятся средством (содержанием) общения.

Задание «выбрать и прочитать любую книгу из списка» мотивирует обучающегося к новой для него деятельности: знать книги и уметь их самостоятельно выбрать. Первые экскурсии, практические занятия, викторины, конечно, проводятся в библиотечном зале. Задания мотивируют детей на работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов.

Авторы методики предлагают начать формирование положительной модели поведения ребёнка по отношению к чтению через создание беспроигрышной лотереи. Прочитал книгу, выполнил и представил учителю или библиотекарю любое задание - получаешь «бук» (лотерейный билет). Читательскую активность стимулирует элемент соревнования (больше жетонов - больше шансов). Лотерея беспроигрышная, поэтому каждая прочитанная из списка книга и выполненное к ней задание (по выбору) из «Портфеля читателя» - это выигрыш.

Занятия не ограничиваются работой с портфелем читателя. Здесь есть место «Поэтическим посиделкам», экскурсиям в виртуальную картинную галерею. Занятия способствуют формированию и развитию творческой деятельности обучающихся. В прошлом учебном году учащиеся моего класса «выпустили» книгу сказок. Лучшие творческие работы мы планируем представлять на конкурсах детского творчества.

Организация проектной деятельности – одна из возможностей реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся в связи с требованиями нового ФГОС НОО.

В рамках работы по данной методике возможна организация проектной деятельности обучающихся. Нами был реализован наш первый коллективный творческий проект «Мир добрых волшебников», в результате которого дети провели исследования в рамках проблемных вопросов «Где живёт волшебство? Кто любит волшебные сказки? Бывает ли волшебство в реальной жизни? Какие изменения можем назвать «добрым или злым» волшебством?». Дети, в результате исследовательской деятельности, нашли ответы на учебные вопросы: Какие книги читали дети «пушкинского времени»? Для кого писал сказки А.С. Пушкин? Почему? Кто пользовался силой волшебства в сказках А. С. Пушкина? К какому результату привели добрые поступки героев, злые? Кто бы мог изменить события в сказках? Как? Что такое «волшебство», «волшебный»? Кто автор волшебных сказок, музыки? Одним из результатов проекта были творческие работы - летбуки «Сказки»

Формируя читательскую компетентность, учитель способствует формированию высокого мышления, навыкам 21 века, необходимым для успешной социализации личности в обществе.