МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 37 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Методическая разработка
Формирование чувств патриотизма на уроках русского языка
(Дидактический материал к разным этапам урока
на нравственно – патриотическую тему)
Учитель русского языка и литературы
Громчакова Людмила Николаевна
ГБОУ «Лицей № 37 г. о. Донецк»
Донецк, 2025
1 Словарная работа на уроках русского языка.
Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.
Гуманизм, милосердие, мировоззрение;
Родина, Отечество, Отчизна, родная сторона;
государство, Донецкая Народная Республика;
честь, мужество, коллективизм, человек – патриот, преданность.
Правописание приставок
1.3 Зрительный диктант (правописание приставок).
«Присяга! Твердое, емкое слово. В нем выражена любовь человека к своей Отчизне. Присяга вела в бой наших отцов и братьев. Она придавала им силы в ожесточенной борьбе с врагами и всегда приводила к победе.
1.4. Объяснительный диктант.
Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества. (Ю.Фучик).
Задание.
1.Прочитайте. Объясните, как вы понимаете это высказывание.
2.Объясните, как связаны между собой понятия «героизм» и «гуманизм».
3.Объясните лексическое значение слов (пользуясь словарем):
героический, мужественный, стойкий, бесстрашный, храбрый, смелый.
Что сближает значения этих слов и чем они различаются?
Составьте с этими словами словосочетания.
1.5. Творческий диктант.
1) Опытный, бывалый, испытанный в боях воин (ветеран) .
2) Звание или чин высшего командного состава армии (генерал).
3) Человек, самоотверженно совершающий подвиги (герой) .
4) Склад оружия и военного снаряжения (арсенал).
5) Полевое укрытие от снарядов (блиндаж) .
6) Войсковое соединение из нескольких рот, обычно входящее в состав полка (батальон) .
7) Сильная частая стрельба из многих орудий (канонада).
8) Торжественное письменное обращение верховной власти к народу (манифест).
9) Временное помещение из натянутой на остов ткани, обычно брезента (палатка).
10) Торжественный смотр войск (парад).
11) Лечебное военное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (лазарет).
12) Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал).
13) Решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (ультиматум).
14) Военный строй, в котором люди стоят один возле другого на одной линии (шеренга).
1.6. Онлайн – диктанты
Цель проведения таких диктантов: повышение исторической грамотности обучающихся, формирование патриотизма, выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Международная историческая акция «Диктант Победы»
Исторический диктант «Великая Отечественная война» для обучающихся 6-8-х классов
Тотальный диктант
2 Облако слов
3 Работа со словарями
Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом».
2. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
4 Работа над лексическим и этимологическим значением слова.
Понимание Родины как места рождения объясняется происхождением: от корня род- и однокоренных слов рождение, родится (наблюдается чередование согласных в корне д//жд).
С этимологической точки зрения корень род- стал производящим для огромного количества дериватов: народ, родня, родство, родить, урод, порода, природа, родник, урожай.
Кроссворд
Разгадайте кроссворд. Составьте три предложения с данными словами, используя вводные и вставные конструкции.
Воспитательное значение пословиц.
Тире между подлежащим и сказуемым
Родная сторона - мать, чужая – мачеха.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Жить — Родине служить.
Простое предложение
Своя земля и в горести мила.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Родина краше солнца, дороже золота.
Односоставное предложение
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет народа без герба, нет героя без копья.
Тучам солнца не закрыть, мира войне не победить.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Сложноподчиненные предложения:
Кто любит свою родину и советский народ, тот подлинный патриот.
Не тот — человек, кто для себя живет, а тот — кто народу счастье дает.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
7 Сочинение – отзыв
Отзыв — этап постижения текста — «эмоциональное погружение в текст». Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в душе его отклик.
7.1. Сочинение – отзыв на стихотворение учащегося 8 класса «ГБОУ Лицей № 37 г. о. Донецк» Колесникова Константина «Донбасское лето»
Донбасское лето
А у виска седая прядь
И это в двадцать.
А тут бомбят, опять бомбят
Зачем же, братцы?
Летит снаряд, осколки врозь,
А души к Богу.
Пропитанная вся насквозь
Рубаха кровью.
Зачем огонь? Зачем стрелять?
Ведь мы родные.
Зачем своих? Зачем опять?
Ведь здесь живые!
Но только боль звучит в ответ
И громким эхом,
Седая прядь лишь в двадцать лет
Донбасским летом.
7.2. Сочинение – рассуждение.
Рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Темы сочинений
Мою семью не обошла война
Мы будущее твое, Донецкая Народная Республика!
Свеча памяти
Что значит для вас «патриотизм самой высокой пробы и величайшей чистоты»? Расскажите о человеке-патриоте или о патриотическом поступке.
7.3. Сочинение – описание
Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.
7.4. Описание скульптурной композиции
Аналитическая справка
В 2015 году в Российской Федерации был организован проект «Миру – мир». В его рамках дети России и Европы рисовали эскизы памятной скульптуры для детей Донбасса, которая впоследствии была создана российским скульптором Денисом Селезневым. Опираясь на макет, разработанный старшеклассниками школы № 1100 города Москвы совместно с немецкими детьми, он создал скульптурную композицию, на которой мальчик смотрит в небо, прикрывая собой младшую сестрёнку. Скульптура была установлена на Аллее ангелов и открыта 1 июня 2017 года. На мероприятии присутствовали гости из Германии и Италии. Памятник был освящен священнослужителями Свято-Николаевского храма города Донецка.
7.5. Сочинение – очерк
Это публицистическое изложение материала, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах. Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.
Темы сочинений
7.6. Сочинение – письмо.
Сочинение – письмо - это обращение к одному или группе лиц. Может включать рекомендацию, выражать просьбу или совет, может быть раздумьем о судьбе.
Темы сочинений
Письмо защитнику Родины.
Письмо ветерану.
Письмо герою Донецкой Народной Республики
8 Изложение с творческим заданием
Открытие внутреннего мира
Уже ребёнок двух-трёх лет осознаёт себя как «Я». До этого он говорил про себя: «Мы пойдём гулять», а теперь: «Я пойду гулять». Хотя и в том и в другом случае знает, что пойдёт гулять с бабушкой, мамой или с кем-нибудь ещё.
Подростки интенсивно осознают свои различные психологические и моральные свойства и качества. В первую очередь и главным образом, те, которые проявляются в их общении с товарищами (честность – лживость, смелость – трусость).
В ранней юности в развитии самосознания наступает качественно новый этап. В этом возрасте человек открывает свой внутренний мир. Что это значит?
Ребёнок, подросток, как правило, воспринимают свои чувства, эмоции, мысли в тесной связи со своими поступками, действиями окружающих людей, как объективную реакцию на какие-то события жизни. Они размышляют и переживают в связи с каким-то конкретным поводом.
Иначе обстоит дело в юности. Для юноши или девушки их мысли, переживания, чувства как бы отделяются от реальной действительности и существуют сами по себе. Они воспринимаются как сугубо внутренние состояния.
Почти каждый человек (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что он всё чаще и чаще как бы отстраняется от всего и всех в своём окружении ради погружения в самого себя. Он замечает, порой и не сознавая этого отчётливо, что внешний мир, различные события собственной жизни интересуют его и вызывают размышления и переживания только тогда или главным образом тогда, когда они дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей отличности от окружающих, своей непохожести на них, иногда даже своей уникальности.
Погружение в свой внутренний мир, исследование его преследует на самом деле, так сказать, глобальную цель – поиск смысла жизни.
Все ли заняты поиском смысла жизни? Очевидно, все, но по-разному. Многие не задают себе вопрос: «В чём смысл жизни?» Для многих этот вопрос стоит очень остро. Для многих он предмет почти постоянных размышлений. А для многих он возникает тогда, когда в их жизни что-то не ладится, что-то не удовлетворяет.
Само по себе появление вопроса «В чём смысл жизни?» свидетельствует о том, что наступило время перемен, время выбора и решений.
Ставя перед собой этот вопрос, человек ищет чёткий ответ на него. Не формулируя вопроса, а лишь переживая беспокойство по поводу своей жизни или каких-то её отдельных, важных для него сторон, человек ищет пути устранения этого беспокойства. Но и в том и в другом случае он фактически ищет смысл жизни.
Поиск этот весьма не прост. Хочется найти ответ, который разом бы объяснил и себя, и свою жизнь, и окружающих людей, и своё место среди них и в жизни вообще, и своё сегодня и завтра.
Существует ли такой ответ?
(422 слова) По А. Мудрику
Творческое задание
Напишите подробное изложение.
Дайте развёрнутый ответ на вопрос, поставленный автором в конце текста.
9 Комплексный анализ текста
Встреча с прошлым.
Школа, в которой ты учился. Дом, в котором жил. Двор – асфальтовый пятачок среди высоких стен. Здесь играли, менялись марками, разбивали носы. Хорошо было. И, главное, просто.
Но есть и другие встречи. Куда менее идиллические. Встречи с годами войны; с дорогами, по которым ты отступал, с окопами, в которых сидел, с землей, где лежат твои друзья.
Я долго бродил по Мамаеву кургану. И еще одна встреча. Тоже с прошлым, но вдруг ожившим.
В Сталинграде снимали картину «Солдаты». Снимали на тех же местах, где шли когда-то бои. Опять окопы. Понастроили землянок в крутом волжайском берегу (куда им было до тех, настоящих, обжитых!), закоптили сохранившиеся руины – а их совсем нелегко было найти сейчас, — словом, по мере сил восстановили недавние, ставшие уже довольно давним, прошлое.
И вот тут-то нахлынули воспоминания – самые может быть, дорогие, самые близкие… (В. Некрасов).
Задание.
Запишите текст.
Какие предложения в нем представлены?
Подчеркните грамматические основы.
Определите вид односоставных предложений.
5. К какому жанру относится текст.
6. Выпишите из толкового словаря словарную статью к этому слову.
Приведите примеры его употребления.
10. Письмо по памяти
10.1. Запишите текст по памяти, охарактеризуйте предложения по цели высказывания.
Что в нашей жизни мы самым любимым зовем? Самым зовем дорогим? Чью красоту, чей покой мы всегда бережем? Что мы прославить хотим? Родина! Нам дороги думы твои и дела! Право на счастье ты нам дала!
10.2. Запишите текст по памяти, составьте схемы сложных предложений.
10.3. Запишите текст по памяти, укажите грамматические основы предложений. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Дети Донбасса смелые дети!
Много всего пережили на свете...
Мир, как никто на земле заслужили!
Вы уцелейте прошу и живите.
В этой войне себя сберегите.
(Наталия Сенченко 10.02.2015)
11. Карточка по теме «Пунктуация»
Запишите текс. Расставьте знаки препинания
Родина это все. И эти дети бегущие к неизвестным горам и ветер легко качнувший сухую траву.
Родина это все. Это ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли ее лесов закатов морских побережий наглаженных прибоями пажитей деревень смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от ее легкого неба ее ветров ее людей от их труда от гудков паровозов мчащихся к великим ее городам к заводам шахтам рудникам создающим неслыханные богатства. Это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего которого мы никому не отдадим.
12. Карточки по теме «Обращение»
12.1 Распространить обращение пояснительными словами.
Тебе, Родина (моя любимая), отдам все свои силы.
Как хороши вы, степи (зеленые, необозримые).
Друзья (мои дорогие)! Крепить дружбу народов – наш долг.
12.2 Перестроить предложения, заменяя подлежащее обращением.
Расцветает родной край.
Земля родная мне всегда мила.
13. Это интересно
13.1 Работа с фразеологизмами
Держать порох сухим.
Оливер Кромвель, вождь английской буржуазной революции 17 века, по воспоминаниям современников, был человеком суровым и набожным. В день, когда его войска должны были форсировать реку. Чтобы дать бой армии короля Шотландии, Кромвель произнес: «Ребята, уповайте на бога, но порох держите сухим». Войска Кромвеля одержали блестящую победу при Данбаре. Мудрый совет полководца облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а затем и весь мир.
Крылатое выражение держать порох сухим употребляется в значении «быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооруженным.
13.2 Откуда в наш язык пришло это выражение.
Нередко можно услышать такую фразу: « Он кинулся очертя голову». При этом предполагается, что тот, о ком идет речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно.
Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.
14 Составить синквейн
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
14.1 Синквейн по портретным зарисовкам.
Гражданин.
Активный, целеустремленный.
Оценивает, голосует, выбирает.
Участвует в жизни общества.
Индивид.
Литература
1.Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. – Пенза, 2016.
2. Книга памяти: война глазами детей [Электронный ресурс]. – Донецк, 2017. – 266 с. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B6bpEbRrq_kaZDBUYTdEcW1pNnc/view.
3.Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998,
№ 8. С. 56 - 62
4. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
5. Кузьменко Н.М. Гуманитарные предметы и их влияние на нравственное развитие школьника./ Воспитание духовно-нравственной личности в школе. – Ростов-н/Д, 2019.
6. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2020
7. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
8. Электронный журнал http://nauka-rastudent.ru/17/2664/.
9. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 2011