Муниципальное казенное учреждение Центр содействия семейному

устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Дорогинский», Черепановского района Новосибирской области

 

Творческий проект по теме:

«Формирование эстетического вкуса у воспитанника танцевальной студии «Каприз», через сценический образ и костюм »

 

 

              

                                     

 

Автор проекта:

педагог дополнительно образования

                                    Шашкова Снежана Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.порогино

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок проекта: сентябрь 2022г.- июнь 2023г.

Возраст детей: 8-14 лет.

Автор проекта – педагог дополнительного

образования Шашкова Снежана Валерьевна

Участники проекта:

- обучающиеся танцевальной студии «Каприз»

- педагог-организатор - Харламова Светлана Викторовна

- закройщик - Дьячкова Елена Витальевна

- завскладом – Елагина Оксана Петровна

 

Введение

           Проект или исследование с точки зрения педагога — это объединение, координирование отдельных частей, аспектов в целое, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Для этого необходимо:

Поставить перед

обучающимися

студии

задачу (проблему), либо самим обучающимся сформулировать проблему.

Определить цели и задачи решения проблемы.

Определить результативность и успешность решения проблемы проекта (самоанализ и рефлексия).

Представить результат своей деятель

ности и ход работы (презентация

в различных формах,

творческий концерт)

Проектная деятельность при обучении танцам  - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений обучающегося; способствующий развитию творческих способностей и логического мышления; объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

 

         В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие умения:


1. Рефлексивные:  
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, что важно при  исполнении танцевальных композиций - передать историческую точность исполнения того или иного танца или танца отечественной программы;
- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Обучающийся должен не только опираться на свои ощущения, но и, прежде всего, научиться думать.


2. Исследовательские:
- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
- умение самостоятельно найти  материал в информационном поле.


3. Навыки оценочной самостоятельности.
- внешняя оценка
- самооценка
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.


4. Коммуникативные:
- Умение общаться со сверстниками и с взрослыми
- умение вести дискуссию
- умение отстаивать свою точку зрения
- умение находить компромисс


5. Презентационные:
Для обучающихся танцевального коллектива крайне важно:
- уметь держаться уверенно во время выступления
- артистично  и эмоционально вести себя на выступлениях
- уметь использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.


6.Информационные умения и навыки.
Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Для улучшения качества обучения обучающихся танцам необходимо, чтобы дети занимались исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, которая направлена на творческое решение задачи. 

Актуальность:

В обществе вырастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать трудности, которые возникают, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Все это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и ведет за собой нетрадиционность подходов к гармоничному развитию как основе последующего усовершенствования личности. И хореография является одним из таких методов воспитания эстетического вкуса и духовности обучающихся. Это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Приобщение обучающихся к хореографическому искусству, пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему миру.

Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев... Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Ведь танец - это движение, а движение – это жизнь.
Задумавшись об этом, я предположила, если б не было танца, то жизнь человека была бы скучной и не интересной (гипотеза).

Цель проекта: является создание образа и пошив костюмов для обучающихся в танцевальной студии «Каприз», мотивировать детей к занятиям и творческим выступлениям.

Объектом исследования: выступает костюм для танцевального номера

Предмет исследования – дизайн костюмов для обучающихся в танцевальной студии «Каприз».

 Задачи проекта:

- углубить знания о  сценическом костюме, как об одном  из выразительных средств хореографического искусства.

- изучить информацию по истории создания сценического костюма.

- изучить аналоги и различные вариации сценических костюмов для разных танцевальных направлений.

- разработать проектную концепцию по созданию сценического костюма.

- разработать дизайн-проект костюмов для обучающихся в танцевальной студии «Каприз».

  Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны:

- знать предназначение, основные функции и особенности костюма  для современного танца, требования к костюму;

- иметь представление об истории создания сценического костюма;

- различать виды костюмов  для разных танцевальных направлений;

- уметь продумывать сценический костюм в соответствии с заданным художественным образом исполняемого произведения.

Итог проекта:

- Праздничное мероприятие ко Дню защиты детей «Поделись улыбкой с миром»

- Презентация творческого проекта «Сценический образ и костюм, как средство оформления танца»

Теоретическая часть проекта

Сценическим костюмом называют любую одежду артистов – актеров, певцов, музыкантов, танцоров, которая используется ими для выступлений на сцене. Строго говоря, понятие «костюм» более яркое и емкое, чем понятие «одежда». Костюм всегда является одеждой, но не любая одежда годится для выступления на сцене. Основная функция современного сценического костюма – знаковая. Этот термин обычно используется только для той одежды, которая специально изготавливается для конкретного конкурсанта/коллектива и концертного номера и является важным элементом для создания целостного и выразительного сценического художественного образа произведения.

Роль и средства художественной выразительности сценического костюма

Костюм в хореографии является одним из важнейших компонентов оформления произведения (все чаще используется термин "сценография", где костюм выступает составной конгломерата), который отвечает требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфики хореографического искусства. Роль костюма в хореографии важнее, чем в драме или опере, потому что танец лишен словесного текста и его зрелищная сторона несет повышенную нагрузку. Как и в других видах сценического искусства, костюм в хореографии характеризует персонажей, выявляет их исторические, социальные, национальные, индивидуальные особенности.

Сценический костюм – это вовсе не та нарядная одежда, цель которой приукрасить человека, не дань моде с ее разновкусием, а конкурсант – демонстратор моделей.

С первых дней занятий в коллективе у юных танцоров к костюмам должно воспитываться бережное, особое отношение, какими бы эффектными они ни были. В танце всё должно быть гармонично. Театр танца – это и музыка, и пластика человеческого тела, и, в немалой степени – эффектная красота сценических костюмов. Но костюм танцора – это не просто красивая одежда, он «работает», позволяя лучше выразить и передать зрителю образ, создаваемый артистом на сцене. Сценический костюм – это средство оформления танца.

От правильно выбранного костюма, зависит половина успеха при исполнении любого танцевального номера. А костюм, в котором танцует ребенок, еще и воспитывает его художественный вкус.

Роль сценического костюма в хореографии более значима по сравнению с костюмами других видов исполнительского искусства. Танец не несет словесную информацию, эту функцию берет на себя зрелищность. Члены жюри на конкурсах и зрители в зале при оценке мастерства танцоров невольно отмечают, насколько их костюмы соответствуют хореографии, замыслу композиции, индивидуальным особенностям исполнителей. «Неосторожное» отношение к сценическому  костюму для танцев снижает зрелищность и художественное качество хореографической постановки.

 Требования к костюму:

1. Прежде всего – удобство. Костюм должен хорошо сидеть, не сползать во время танца и не стеснять движения. Надо помнить, что каким бы красивым не был костюм, на первом месте все же, должен быть танец. А костюм лишь его дополнение и украшение.

 2. Должен соответствовать характеру танцу и помочь до конца раскрыть образ танцевального номера.

3. Отдельные требования к ткани, из которой будет сшит костюм. Ткань должна быть не колючая, не жесткая. Иначе, ребенок будет чувствовать себя не комфортно.

4. Для детей излишними являются перья на костюмах и ему подобные вещи, пух летит во все стороны и лезет в глаза, рот и нос. Необходимо избегать различных аллергенных аксессуаров и опасных украшений для костюмов.

5.Велика роль обуви танцующих. Обувь должна быть удобной, что самое главное, не скользкой.

6. Важный элемент - прическа. Обычно мы договариваемся об определенной прическе на танец. Прическу детям либо делают родители, либо я делаю сама, тем, у кого нет возможности сделать прическу дома. Когда дети танцуем несколько номеров, тогда чаще всего просто собираем волосы в шишку. Прическа нейтральная, подходит практически ко всему.

Эмоциональное восприятие номера и реакцию зрителей на костюм могут нарушать зрительное несоответствие в нем таких «вещей», как:

 форма;

 силуэт;

 соотношение объемов;

 линий;

 фактура материалов;

 цвет;

 декор и т.д.

 

Именно эти средства обычно используются при создании сценического костюма. И здесь важно «сочинить» его таким образом, чтобы облачение конкурсанта не выглядело стандартно, или, наоборот, слишком перегружено. Несмотря на то, что единого эталона для создания художественно-выразительного образа костюма быть не может – это процесс творческий, незыблемые правила все же есть:

         сценический костюм должен соответствовать манере и харизме исполнителя;

         помогать раскрытию художественного образа произведения;

         быть активным элементом оригинального творческого действа на сцене;

         визуально не вступать в острый диссонанс с этическими нормами;

         соответствовать возрасту исполнителя или участников коллектива.

 

Сильным эмоциональным раздражителем на подсознательном уровне является цвет костюма. Например, зеленый воспринимается как что-то мягкое, спокойное, красный ассоциируется с силой, динамичностью, страстью и даже агрессией, белый связывают с чистотой.

Цвет напрямую связан и с другим средством художественной выразительности костюма – со стилем. Стиль отвечает за выбор цветовой гаммы одежды, за фасон и особенности кроя, за ткань и детали декора. Поэтому именно он несет основную информацию о художественном образе костюма и о художественном образе исполнителя, объединяя их в единое и неразрывное целое.

Давайте задумаемся, какую роль играет цвет в создании образа? Мы хотим невербально воздействовать на зрителя, рассказывая ему историю о выбранном образе, и цвет здесь нам очень даже может помочь. Каждый человек, воспринимает тот или иной цвет немного по-своему, видя в нем те или иные свойства. Однако в целом, описания цветов у множества людей совпадает. Итак, давайте перечислим различные свойства, часто приписываемые тому или иному цвету:

•       Красный цвет: огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. В то же время красный - цвет опасности, страсти, огонь.

•       Оранжевый цвет: цвет солнца, приносящий успех и удачу. Активность, энергия. Цвет привлечения внимания.

•       Желтый цвет: божественный, "застывший солнечный цвет"- цвет истины, золото и богатство, процветание. Также цвет привлечения внимания.

•       Зеленый цвет: природа, жизнь, бессмертие, свобода, безопасность, жизнерадостность.

•       Голубой и синий: цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Вечность и устойчивость, тайна и истина, мудрость, слияние с силами природы, медитация, полет (в связи с небом), пластичность (в связи с водой).

•       Фиолетовый цвет: цвет философов и поэтов, познания истины. Красивый и чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными возможностями человека. Загадочность, сомнения.

•       Белый цвет: символ чистоты, невинности и нежности. Отрешенность, пустота, воздух, в своем роде "абсолют цвета", так как слияние различных цветов в освещении дают белый цвет.

•       Черный цвет: символ траура и печали или торжественности, и строгости, мудрость.

•       Розовый цвет: пассивен, успокаивает и смягчает эмоции, снижает агрессию. На восприятие влияет также установка, которую человек задает сам себе. Это - и настроение, и отношение к людям, на которых он смотрит, и обстановка, в которой он оказался. В том числе и играющая музыка.

Особо надо относиться к чёрному цвету. В танце он сыграет с Вами злую шутку. Что такое танец? Это волшебным образом меняющиеся объемы тела. Черный цвет сделает многие движения тела практически невидимыми и лишит большинство движений нюансов, которые, вообще-то, и творят волшебство танца. Да, иногда без черного цвета не обойтись, например, Вы очень мрачный тревожный образ и никакой другой цвет не может Вам подойти. Тогда не делайте больших деталей костюма, перекрывающих большие площади тела. Можно создать части костюма, состоящие из черных полос, таким образом, черный материал будет часто соседствовать и чередоваться с вашей кожей. Или используйте черный цвет в сочетании с другими цветами, минимально располагая его в районе вашего корпуса.

А, главное, помните, что все это - творчество. А, значит, все правила и рекомендации относительны.

Детский сценический костюм, прежде всего, должен нравиться самому ребенку, наполнять его ощущением праздника, не сковывать движения. Есть и особые требования к сценическим костюмам для детей:

стиль одежды юного конкурсанта должен соответствовать его возрастной категории;

запрещаются материалы и элементы декора костюма, которые могут вызвать аллергию и травмировать ребенка;

недопустима слишком открытая одежда: облегающий костюм телесного цвета, имитирующий наготу, кружева или прозрачные материалы.

 

Характеристика костюма для уличного танца.

Чем хорош стиль одежды хип-хоп? Свобода движений, неограниченные движения способствуют свободе мысли и предоставляют простор для творчества. Поэтому данный стиль отлично подходит для людей, чья область деятельности сконцентрирована на танце. Для тренировок и выступлений предпочтительно подбирать только удобные комплекты. Они могут состоять, например, из легкого и короткого топа и широких штанов на резинке. Сценический образ отлично оттеняют клетчатая рубашка, надетая поверх женственного облегающего топа, и стильная шапочка в обтяжку. Если требуется активно подвигаться на сцене, значит, не обойтись без легко пружинящей на полу обуви, в которой ноги отдыхают. В стиль хип-хоп входят только те кроссовки, которые характеризуются отличной гибкостью и оснащены мягкими вставками изнутри. Это кожаная или замшевая обувь. В ней исключено излишнее потение ног, так как воздух свободно перемещается возле стопы благодаря наличию вставок из сетки. Повседневная женская одежда в стиле хип-хоп на теле должна сидеть гармонично. Для завершения образа применяются прически, составленные из множества косичек африканского типа. Также подходят креативные укороченные стрижки. Предпочитающие этот стиль люди обычно характеризуются способностью к самореализации и уверенностью в себе. В такие комплекты органично вписываются большие футболки и баскетбольные майки. Иногда они являются однотонными, но чаще можно видеть одежду с яркими надписями или заметными логотипами. Также здесь уместно носить рубашки, силуэт которых приближен к мужскому. На тело под рубашкой можно расположить обтягивающий топ или подходящую футболку. Характерным предметом в стиле хип-хоп выступает мягкая объемная толстовка. Особо актуальны ее модели с капюшоном. Женственности добавляют шорты, которые также подходят для данного направления. Укороченные модели курток и кофточки кенгуру тоже приветствуются. Обувь и аксессуары Невозможно полноценно отобразить этот стиль без массивных украшений.   медальоны, утяжеленные цепочки, разные напульсники. На голове допустимо носить бандану. Вполне уместны рюкзаки. Женщины, придерживающиеся рассматриваемого стиля, часто предпочитают спортивные бюстгальтеры. На бейсболках и разноплановых шапочках размещаются узнаваемые декоративные элементы. Ноги должны быть обуты соответственно стилю. Здесь подходят кеды и кроссовки с крупными деталями. Хип-хоп образы отлично дополняет баскетбольная обувь. Бывают сапожки, декорированные под рабочую обувь. Чтобы удачно воплотить комплект одежды, не помешает ориентироваться на обувь с наиболее утолщенной подошвой, дополненную очень широкими шнурками. Кеды из белоснежного материала являются красивым предметом, актуальным в этом направлении.  Брюки для стиля хип-хоп как нельзя лучше подходят штаны мешковатого кроя, брюки-трубы, массивные джинсы, оснащенные множеством карманов. В данном случае делается упор на максимальную ширину брюк. Часто применяется прием ношения штанов слегка спущенными. Если фигура позволяет продемонстрировать живот, то нужно применять заниженную талию штанов совместно с укороченными верхними предметами: топ, рубашка, курточка. Значительную часть населения мира интересует одежда в стиле хип-хоп потому, что она предоставляет возможность проявления максимальной раскованности. На таком фоне легче быть собой и правильно подавать обществу собственную харизму.  

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Мероприятие

Форма проведения

Срок

Ответственный

1.

Мониторинг знаний у детей

беседа

сентябрь

Дети танцевальной

студии «Каприз»

Шашкова С.В.

2.

Сбор методической литературы, иллюстрированный материал,

видеоматериал

Работа с интернет ресурсами

октябрь

Шашкова С.В.

3.

Подбор презентаций по костюмам

Работа с интернет ресурсами

октябрь

Шашкова С.В.

4.

Заказ и закупка ткани, фурнитуры для производства сценических костюмов.

октябрь, декабрь

Елагина О.П.

Дьячкова Е.В.

Основной этап

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Срок

Ответственный

1.

- Роль и значение костюма в танце

- Требования к костюму

- Характеристика костюма для уличного танца

- Правила поведения на сцене и за кулисами

Круглый стол

октябрь -

апрель

Дети танцевальной

студии «Каприз

Шашкова С.В.

2.

- Видеоматериал по направлениям в танцах (старшая аудитория);

- Мультфильмы о танцах (младшая аудитория)

«Делай ноги» (США, Австралия, 2006) (октябрь)

«Хрома Хамелеон» (США, 2008) (ноябрь)

«Балерина» (Канада, Франция, 2016) (декабрь)

«Балерина. Барби в розовых пуантах» (США, 2013) (январь)

«Барби и 12 танцующих принцесс» (США, 2006) (февраль)

«Балерина на корабле» (Россия, 1969) (март)

«Танцы кукол» (СССР, 1985) (апрель)

«Мысли о тебе (США, 2010) (Май)

Видео урок

ноябрь -

март

Дети танцевальной

студии «Каприз

Шашкова С.В

3.

- Подбор эскизов (костюмов) к танцевальным композициям:

- «Праздник непослушания» (сентябрь)

- «Музыка ветра» (октябрь)

- «Кабы не было зимы» (ноябрь)

- «Бим Бом» (январь)

- «ВДВ» (январь)

- «Граница» (февраль)

- «Хип-хоп» (февраль)

- «Крошка моя» (март)

- «Светлый май» (март)

- «О той весне» (апрель)

- «Планета детства» (апрель)

Круглый стол

(Обсуждение эскизов)

октябрь - апрель

Дети танцевальной студии «Каприз»

Шашкова С.В.

4.

Пошив костюмов

- снятие мерок

- примерка костюмов

Выдача костюмов

октябрь - апрель

Дьячкова Е.В.

Елагина О.П.

5.

-Участие в мероприятиях учреждения;

-Участие в районных мероприятиях;

- Участие во всероссийских и международных конкурсах

Концерт

Концерт

Онлайн-конкурс

октябрь-

май

Дети танцевальной студии «Каприз»

Шашкова С.В.

Заключительный этап 

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Срок

Ответственный

1.

2.

3.

День защиты детей

«Планета радости –Детство»

Публикации своих работ

Рефлексия

- Сценарий

- Праздничный концерт

- Работа в сети интернет

- Презентация творческого проекта

«Сценический образ и костюм, как средство оформления танца»

Июнь

Май

Июнь

Май

Харламова С.В.

Шашкова С.В.

Дети танцевальной студии «Каприз»

Шашкова С.В.

Шашкова С.В.

          Вывод

Яркий сценический костюм – это гарантированный успех любого представления! Продуктом нашего проекта стал совместно разработанный дизайн-проект оригинальных костюмов для нашей танцевальной студии «Каприз». Костюмы получились очень красивые и необычные. Они отвечают всем требованиям к сценическому костюму: оригинально смотрятся на сцене, соответствуют характеру танца, не стесняют движений. В процессе работы обучающиеся приобрели необычный опыт, раскрыли свои творческие способности с новой стороны. Участники получили новые знания и  усовершенствовали навык групповой и исследовательской работы. Проектная деятельность при обучении танцам, способствует развитию самовыражения, самореализации воспитанников. Благодаря этому, танцевальные занятия становятся  более интересными. Обучающиеся танцевальной студии «Каприз» с удовольствием участвуют в проектах, конкурсах, мероприятиях, с энтузиазмом принимают участие в подготовке материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Решетило В.М. Театр танца Вадима Елизарова /Владимир Михайлович Решетило. - М.: АДЕФ-Украина, 2008. - 272c

Савич Е. Новые тенденции моды в танцевальных костюме /Екатерина Савич //Информационный портал "Костюмер". - Режим доступа: http://kostumer.ru/main_ipk.php?name=st1&idArtikel=9

Ходаковская Н.А. Костюм, прическа, макияж как неотъемлемая составляющая имиджевой культуры личности (на материале бальной хореографии) /Наталья Анатольевна

Ходаковская //Театральная и хореографическое искусство Украины в контексте мировых социокультурных процессов: материалы Всеукраинской научной конференции, Киев, 22 - 23 апреля 2004 - М., 2004.- С. 34-35.

Градова К.В. «Театральный костюм», Москва – 1997 г. 2. Исенко С.П. «Русский народный костюм и его сценическое воплощение», Москва – 1990 г.

Каминская Н.М. «История костюма», Москва – 1986 г. “Русский исторический костюм для сцены”, сост. Гиляровская Н., М. – Ленинград – 1945 г.

Шульгина А., Томилина Л., Замалина Л. “Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов”, Москва – 1977 г.

.Андреева А.Ю., Богомолов Г.И « История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна»,М.-2008г.

Васильев А.А. «История моды. Костюмы русского театра XIX-XX веков» М.- 2011г.

Нанн Д. "История костюма. 1200-2000" М.-2008г.