Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Гимазидинова Н. З.
Республика Башкортостан
г. Уфа МБДОУ Детский сад №24
Данный вопрос является актуальным в настоящее время, так как формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. У детей быстрее проявляется способность адаптироваться к окружающей среде. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеет однозначное решение. Такие исследователи, как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, рассматривают экономическое образование детей как одну из частей трудового воспитания. Как всё-таки правильно познакомить ребёнка с финансовой составляющей жизненных отношений? Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста мы начали разделения материала на части:
Потребности
Труд
Товар
Деньги
Семейный бюджет
В своей группе комбинированного типа я провожу занятия по финансовой грамотности. Использую дидактические игры с пособиями, а так же сюжетно-ролевые игры такие как: «Услуги и товары», «Кто как работает», «Разложи товар», «Что кому нужно», «Школа банкиров». Так же провожу словесные игры «Наоборот», «Дорго-дёшево», «Покупатель-продавец», «Доход-расход», «Наличные-безналичные». Детям очень нравится играть в игру «Магазин», они самостоятельно выбирают роли, быстро распределяют кто будет директором, продавцом, покупателем и даже охранником. Дети дополнительно знакомятся с купюрами и их номиналом. В игре я им создаю ситуацию для выбора срочных и не срочных покупок. У большинства из детей выбор приблизительно одинаков, то есть ребята покупают предметы первой необходимости. Так же дети выбирают такие игры как: «Магазин детской одежды», «Парикмахерская», «Путешествие в мир профессий». Помимо этого я рассказываю детям о способах заработка их родителей. Ребенок уже понимает все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. С помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучаю дошкольников следующему:
Что такое деньги. Какие они бывают.
Что такое необходимые и желаемые покупки.
Что такое карманные деньги
Банковская пластиковая карта ребенка.
Как планировать свои расходы.
Помимо этого я читаю и анализирую совместно с детьми художественную литературу, обучающую детей основам экономики.
* «Муха-цокотуха»
* «Золотой ключик или приключения Буратино»
* «Кот в сапогах»
* «Репка»
* «Лисичка со скалочкой»
* «Золотая антилопа»
* «Как мужик корову продавал»
* «Мешок яблок»
Финансовое просвещение необходимо начинать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.