* {font-family: Times New Roman; font-size: 14pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 

Гимазидинова Н. З.

Республика Башкортостан 

г. Уфа МБДОУ Детский сад №24

 

Данный вопрос является актуальным в настоящее время, так как формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление. У детей быстрее проявляется способность адаптироваться к окружающей среде. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеет однозначное решение. Такие исследователи, как П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, рассматривают экономическое образование детей как одну из частей трудового воспитания. Как всё-таки правильно познакомить ребёнка с финансовой составляющей жизненных отношений? Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста мы начали разделения материала на части: 

Потребности

Труд 

Товар

Деньги 

Семейный бюджет 

 

В своей группе комбинированного типа я провожу занятия по финансовой грамотности. Использую дидактические игры с пособиями, а так же сюжетно-ролевые игры такие как: «Услуги и товары», «Кто как работает», «Разложи товар», «Что кому нужно», «Школа банкиров». Так же провожу словесные игры «Наоборот», «Дорго-дёшево», «Покупатель-продавец», «Доход-расход», «Наличные-безналичные». Детям очень нравится играть в игру «Магазин», они самостоятельно выбирают роли, быстро распределяют кто будет директором, продавцом, покупателем и даже охранником. Дети дополнительно знакомятся с купюрами и их номиналом. В игре я им создаю ситуацию для выбора срочных и не срочных покупок. У большинства из детей выбор приблизительно одинаков, то есть ребята покупают предметы первой необходимости. Так же дети выбирают такие игры как: «Магазин детской одежды», «Парикмахерская», «Путешествие в мир профессий». Помимо этого я рассказываю детям о способах заработка их родителей. Ребенок уже понимает все составляющие семейного бюджета и на что он тратится. С помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучаю дошкольников следующему: 

Что такое деньги. Какие они бывают. 

Что такое необходимые и желаемые покупки. 

Что такое карманные деньги 

Банковская пластиковая карта ребенка.

Как планировать свои расходы.

 

Помимо этого я читаю и анализирую совместно с детьми художественную литературу, обучающую детей основам экономики. 

* «Муха-цокотуха»

* «Золотой ключик или приключения Буратино»

* «Кот в сапогах»

* «Репка»

* «Лисичка со скалочкой»

* «Золотая антилопа»

* «Как мужик корову продавал»

* «Мешок яблок»

 

Финансовое просвещение необходимо начинать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.