* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Опыт работы учителя начальных классов по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников».

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. 

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

успешно решает разные бытовые проблемы;

умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную грамотность. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности я применяю различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.

1. «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3. «Работа с вопросником». Этот прием применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

4. «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

5. «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

8. «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

9. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

10. «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

решение ребусов;

задания типа «Заполнить пустые места», «Продолжить ряд чисел»;

использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение);

Формы работы над задачей:

1. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

2. Решение обратных задач.

3. Решение задач различными способами.

4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

Ученики моего класса активно участвуют в олимпиадах на различных интерактивных платформах. таких как учи.ру. Трое из них стали победителями во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов. Также 15 учеников приняли активное участие в данном мероприятии, за что получили похвальные грамоты и сертификаты об участии.

На платформе учи.ру проводится мониторинг, который помог выявить трудности учеников по основным темам программы.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, одна из групп заданий я назвала «Как узнать?».

В этих заданиях ребятам было предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

Я также активно пользую различные интерактивные образовательные платформы. Одна из которых – учи.ру. На ней дети решают карточки по всем предметам школьного курса, а также участвуют в олимпиадах.

Ежедневная деятельность педагога в рамках учебного процесса и методы обучения, которые он использует, способствуют развитию функциональной грамотности учеников в соответствии с их возрастными особенностями.

В связи с этим, я считаю, что одной из ключевых задач в профессиональном развитии современного педагога является повышение его технологической компетентности. Это включает в себя как глубокие теоретические знания, так и практический опыт эффективного применения современных образовательных технологий в учебном процессе.