Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
Как добиться грамотного письма у детей? Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьезным делом на уроке. Именно серьезное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Обговаривая с детьми, что если они, будучи взрослыми, напишут записку, объявление или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Поэтому, настойчиво объясняется и доводится до сведения, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искаженно.
Формированию грамотности способствуют несколько факторов.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое старое». Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и приёмы формирования грамотного письма.
1.Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными.
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе спрашиваю детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»).
- Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
Удивить ребят (приём «Удивляй») можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности. (Демонстрационный материал)
Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.
Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
Еще один способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Прием «проблемная ситуация».
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
«Метод кейсов».
В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?
Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.
Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.
В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.
Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.
- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.
Прием «Дай себе помочь».
Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приемы, формирующие самостоятельность мышления.
Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе – это стихотворение для запоминания глаголов- исключений( Ко 2 спряжению мы относим, без сомненья,…).
Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует применение игровых приёмов. Предлагаем вашему вниманию один из игровых приёмов по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в том, что между учениками распределяются слова одного предложения (например, Белка прыгает по веткам.- 4 ученика получают по одному слову, ещё один ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроится в предложение - назвать своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх руку, ребёнок-точка- присесть, имитируя постановку точки в конце предложения.).
2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.
«Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.
Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.
На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.
«Прием Толстые и тонкие вопросы» («толстые» вопросы – на понимание, «тонкие» - по содержанию) или прием «Дотошный ученик» (ученик, который сможет задать наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для составления алгоритма морфологического разбора.
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» научат ребенка работать с информацией. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (тема изучена, идёт закрепление знаний).
Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка.
3. Приемы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Проговаривание так как надо писать. Методика Петра Семёновича Тоцкого. «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский.
Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записаны предложения, слова. Детям предлагается «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Прием «Ошибкоопасное место».
Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.
Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.
Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный прием «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребенка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зеленый – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Прием «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах используются персонажи из сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Однако знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.
Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!
Использованная литература и интернет-сайты:
Андюсев
Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
А.
Гин
.
Приемы педагогической техники: Пособие для
учителя.-
М.: Вита-Пресс, 2002
С.И.Заир
-Бек,
И.В.Муштавинская
. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Рудик
Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа:
www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44