Тема публикации: ?Формирование функциональной грамотности ?младших школьников?посредством использования инновационных технологий, методов, приемов на уроках русского языка?



Учитель начальных классов 
МБОУ ?Луховицкая средняя
 общеобразовательная школа № 2? 
Жданова Е.Н.

   Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.  Функциональная грамотность – это есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.
     Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.   Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.    Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.     Учебный предмет ?Русский язык? ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.?   Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.?   Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.?Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.?Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.?    Как добиться того, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел эту  орфограмму?!
   Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов:
Проговаривание.? Большую ? роль ? в ? формировании ? орфографического навыка?играет?орфографическое?проговаривание.
Прием ?Ошибкоопасное место?.
Его суть состоит в том, что все ?ошибкоопасные места?, включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.
   Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.   Так же в своей работе я использую задания, где  в тексте нужно найти ошибки и исправить их.   Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками.Формирование функциональной грамотности обучающихся, опирается на традиционные методы и?формы обучения, а также и на инновационное?обучение. Для развития?функциональной грамотности?необходимо проводить нетрадиционные?уроки, благодаря которым повышается интерес и к?уроку, и к учебному процессу в целом.   Классификации и виды нестандартных?уроков, которые я использую в своей работе: традиционный урок,?урок-лекция,?урок-беседа,?урок-практикум,?урок- экскурсия,?урок-исследование,? урок-игра,?урок-КВН и другие.   Применение дидактических игр, вызывает интерес к?уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал?урока?становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.
Например, такие игры, как:??Четвёртый лишний?,??Игра-поиск?,??Найди лишнее слово?,??Закончи предложение?, ?Фразеологический зверинец?, игры-путешествия?, игры творческого характера (Восстанови порядок букв в словах, добавь слог),?Грамматические головоломки и т.д.     Важную роль на уроках является работа со словарными словами. В своей работе я использую несколько форм работы: подача словарных слов в виде отгадок, краткой характеристики слова, ребусов , кроссвордов, в виде интерактивных презентаций.    Огромное значение в повышении?функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.   Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.
В настоящее время невозможно представить современный?урок русского языка без использования информационно-коммуникационных?технологий, благодаря которым расширяется широкий потенциал школьника.
Дифференцированный подход является одним из основных принципов?обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности?обучающихся. Используя такие?формы работы, как парная?форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости?обучающихся и развивать функциональную грамотность.
Применение  наглядность на каждом?уроке?позволяет уравновесить словесную и образную?формы мышления.?Обучающимся?обычно предлагаются схемы-опоры, как модель изученного и изучаемого материала, изображение его устройства, взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств?обучения, обеспечивающих прочность умений, знаний и навыков. Кластеры являются одним из способов графической организации материала нового?урока. Они позволяют??погрузить??в ту или иную проблему?обучающихся на уроке.
    Дети приходят в?школу самые разные: собранные и?несобранные, внимательные и?рассеянные, быстро схватывающие и?медлительные, неряшливые и?аккуратные. Едины они в?одном. Все дети без исключения приходят в?школу с?искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание?– хорошо учиться?– озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых?– есть заинтересованные. Очень часто даже слабые ученики обладают оригинальностью идей. Педагогам, надо поддержать, развить человека в?человеке, помочь человеку жить в?мире и?согласии с?людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в?современном государстве является, пожалуй, единственным и?очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю  всем успехов в работе и грамотных учеников!