Ермакова Алёна Анатольевна,
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №16 г. Йошкар-Олы»
Формирование функциональной грамотности
на уроках английского языка.
Аннотация: В статье рассказывается о формировании функциональной грамотности, в частности читательской грамотности на уроках английского языка.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, английский язык.
Требования ФГОС предполагают, что ученику следует быть всесторонне развитой личностью. Им необходимо освоить базовые понятия, уметь доказывать признаки и свойства, научится строить связи с другими понятиями, рассуждать, стремиться решать задачи более высокого уровня сложности.
В последнее время мы часто сталкиваемся с таким понятием как функциональная грамотность. Функциональная грамотность – это способность личности использовать знания и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы сможем оказаться, тем большее количество различных навыков, нам потребуется, чтобы выйти из них с достоинством.
Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение.
Изучение английского языка дает прекрасную возможность для развития всех направлений функциональной грамотности:
-Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
- Глобальная компетентность
Цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Роль учителя – стимулировать учащихся к использованию речемыслительной активности для того, чтобы создать такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи. Для этого учитель использует разные формы занятий.
Важным моментом является и практическая направленность уроков. Умение использовать язык на практике- это и есть функциональная грамотность.
С модернизацией современного общества уровень знаний иностранного языка стал выше. Этому способствует популяризация Интернета.
Работа с разными формами информации, умение выполнять различные учебно-познавательные задачи, учебно-практические навыки, умение переносить полученные знания в реальную жизнь - это источники формирования функциональной грамотности на уроках английского.
При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Элементарное вроде бы задание прочитать текст, а для многих ребят это задание вызывает затруднение. Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив:
-верно/неверно;
-о значком * правильный вариант ответа, согласно тексту;
- выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
- отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
В наше время есть такие интернет ресурсы, где учителям не сложно найти звуковое и видео сопровождение к тексту. И в помощь учителю есть разработки на российских сайтах: инфоурок, РЭШ и другие.
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность текста для учащихся, учитывать возрастные особенности целевой группы, наличие новой информации, фактов, понятий, имен, географических названий, дат и т.д., наличие иллюстраций, схем, диаграмм, наличие в тексте «фактов и мнений».
Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
Текст должен быть ученику интересен.
Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
Текст должен развивать кругозор.
Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.
Незнакомые слова должны быть прочтены учителем или быть представлены в сносках.
Объем текста не должен превышать норму.
Текст должен быть структурирован.
В тексте не должно быть ошибок.
Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.
При подготовке для работы на уроке текстового материала преподаватель может самостоятельно разработать подобные задания с учетом хода педагогического процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся. При этом задания могут предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.
Для учащихся более продвинутого уровня целесообразно разрабатывать и применять задания повышенной сложности, а также проблемные задания, использовать тексты с мыслительной задачей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности.