Ермакова Алёна Анатольевна,

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №16 г. Йошкар-Олы»

Формирование функциональной грамотности

на уроках английского языка.

Аннотация: В статье рассказывается о формировании функциональной грамотности, в частности читательской грамотности на уроках английского языка.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, английский язык.

Требования ФГОС предполагают, что ученику следует быть всесторонне развитой личностью. Им необходимо освоить базовые понятия, уметь доказывать признаки и свойства, научится строить связи с другими понятиями, рассуждать, стремиться решать задачи более высокого уровня сложности.

В последнее время мы часто сталкиваемся с таким понятием как функциональная грамотность. Функциональная грамотность – это способность личности использовать знания и приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы сможем оказаться, тем большее количество различных навыков, нам потребуется, чтобы выйти из них с достоинством.

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. 

Изучение английского языка дает прекрасную возможность для развития всех направлений функциональной грамотности:

-Читательская грамотность

- Математическая грамотность

- Финансовая грамотность

- Естественнонаучная грамотность

- Креативное мышление

- Глобальная компетентность

Цель обучения иностранному языку - это формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Роль учителя – стимулировать учащихся к использованию речемыслительной активности для того, чтобы создать такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи. Для этого учитель использует разные формы занятий.

Важным моментом является и практическая направленность уроков. Умение использовать язык на практике- это и есть функциональная грамотность.

С модернизацией современного общества уровень знаний иностранного языка стал выше. Этому способствует популяризация Интернета.

Работа с разными формами информации, умение выполнять различные учебно-познавательные задачи, учебно-практические навыки, умение переносить полученные знания в реальную жизнь - это источники формирования функциональной грамотности на уроках английского.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Элементарное вроде бы задание прочитать текст, а для многих ребят это задание вызывает затруднение. Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением.

Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив:

-верно/неверно;

-о значком * правильный вариант ответа, согласно тексту;

- выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.

- отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

В наше время есть такие интернет ресурсы, где учителям не сложно найти звуковое и видео сопровождение к тексту. И в помощь учителю есть разработки на российских сайтах: инфоурок, РЭШ и другие.

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность текста для учащихся, учитывать возрастные особенности целевой группы, наличие новой информации, фактов, понятий, имен, географических названий, дат и т.д., наличие иллюстраций, схем, диаграмм, наличие в тексте «фактов и мнений».

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

Текст должен быть ученику интересен.

Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

Текст должен развивать кругозор.

Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.

Незнакомые слова должны быть прочтены учителем или быть представлены в сносках.

Объем текста не должен превышать норму.

Текст должен быть структурирован.

В тексте не должно быть ошибок.

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.

При подготовке для работы на уроке текстового материала преподаватель может самостоятельно разработать подобные задания с учетом хода педагогического процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся. При этом задания могут предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.

Для учащихся более продвинутого уровня целесообразно разрабатывать и применять задания повышенной сложности, а также проблемные задания, использовать тексты с мыслительной задачей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что английский язык является очень важным инструментом в становлении и развития функционально грамотной личности.