«Формирование функциональной грамотности на уроках чтения у обучающихся с УО (ИН)»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Так же и научить работать с прочитанной информацией. И эти задачи чрезвычайно актуальны, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение используется на любом уроке. На русском языке нужно прочитать какое задание нужно выполнить. На уроках математики нужно уметь не только прочитать задачу, но и понять ее условие. На уроках чтения не только прочитать, но и понять смысл прочитанного и сказать, о чем почитал обучающийся. Для многих детей это является проблемой, сложно рассказать или пересказать о прочитанном.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.
1.Заполнение буквенных пропусков.
Больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.
2.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.
лес-лесочек сад-садик
ли хли хлип всхлип всхлипывая
3. Продолжение пословиц, поговорок.
4. «Доскажи словечко».
Ра-ра-ра — начинается … игра
Ры-ры-ры — у мальчика … шары
Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно … (ЁЛКИ)
Наиболее распространенные приемы:
«Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте. Например, Владимир Павлович Бирюков «Почему комары кусаются?» Первоначально выдвигают свои предположения, размышляют.
Определение тематической направленности текста
Выделение его героев по названию произведения.
Название имени автора.
Нахождение ключевых слов.
Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание
текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения
В него входит:
артикуляционная гимнастика; (см. приложение);
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
скороговорки
,
чистоговорки
;
хоровое чтение;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
драматизация текста;
участие в художественной самодеятельности;
Работа с текстом после чтения.
1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания). Например, нарисовать героя сказки, изобразить фрагмент из прочитанного.
Недавно стала использовать такое творческое задание, на уроках чтения и речевой практике.
Подготовка к составлению сказки.
Например, по прочитанной сказке можно сочинить сою по одним и тем же вопросам.
- Прочитайте вопросы в таблице.
Кто герой сказки? Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
О чём мечтал?
Кому и как помог?
Кем был спасён?
Тем самым, у каждого обучающегося получается своя сказка. В этой сказке свой герой, свой сюжет, и своя концовка.
Использую на уроках чтения метод:
Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Главное стоит помнить, что не всякое произведение можно продолжить.
При использовании на уроках литературного чтения приемов у обучающихся с УО (ИН) формируются навыки осознанного и выразительного чтения. Для достижения результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.