«Формирование функциональной грамотности на уроках чтения у обучающихся с УО (ИН)»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. Так же и научить работать с прочитанной информацией. И эти задачи чрезвычайно актуальны, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение используется на любом уроке. На русском языке нужно прочитать какое задание нужно выполнить. На уроках математики нужно уметь не только прочитать задачу, но и понять ее условие. На уроках чтения не только прочитать, но и понять смысл прочитанного и сказать, о чем почитал обучающийся. Для многих детей это является проблемой, сложно рассказать или пересказать о прочитанном.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

лес-лесочек                        сад-садик

ли хли хлип всхлип всхлипывая

3. Продолжение пословиц, поговорок.

4. «Доскажи словечко».

Ра-ра-ра — начинается … игра

 Ры-ры-ры — у мальчика … шары

 Ворона каркает, а воробей… (чирикает).

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно … (ЁЛКИ)

Наиболее распространенные приемы:

 «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте. Например, Владимир Павлович Бирюков «Почему комары кусаются?» Первоначально выдвигают свои предположения, размышляют.

Определение тематической направленности текста

Выделение его героев по названию произведения.

Название имени автора.

Нахождение ключевых слов.

Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Приемы работы с текстом.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение (дома или в классе).

Чтение с остановками.

Словарная работа.

Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание

текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

Постановка вопросов к тексту и к автору.

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Обращение к отдельным фрагментам текста.

Беседа по содержанию в целом.

Обобщение прочитанного.

Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

В него входит:

артикуляционная гимнастика; (см. приложение);

чтение одного предложения с разными интонациями;

подражание речи учителя;

скороговорки

,

чистоговорки

;

хоровое чтение;

работа над логическим ударением;

чтение по ролям;

драматизация текста;

участие в художественной самодеятельности;

Работа с текстом после чтения.

1. Смысловая  беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания). Например, нарисовать героя сказки, изобразить фрагмент из прочитанного.

Недавно стала использовать такое творческое задание, на уроках чтения и речевой практике.

Подготовка к составлению сказки.

Например, по прочитанной сказке можно сочинить сою по одним и тем же вопросам.

- Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки?   Какой он?

 

Что может делать?

 

Что не может делать?

 

О чём мечтал?

 

Кому и как помог?

 

Кем был спасён?

 

Тем самым, у каждого обучающегося получается своя сказка. В этой сказке свой герой, свой сюжет, и своя концовка.

Использую на уроках чтения метод:

Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Главное стоит помнить, что не всякое произведение можно продолжить. 

При использовании на уроках литературного чтения приемов у обучающихся с УО (ИН) формируются навыки осознанного и выразительного чтения. Для достижения результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.