В настоящее время для человека чрезвычайно важно не столько

энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной действительности.

      Основное внимание направлено на развитие способности учащихся  применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники,  способные  вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

      Доктор психологических и педагогических наук академик А.А.Леонтьев   дал такое определение: «Функциональная грамотность способность человека  использовать приобретаемые в течение жизни знания для  решения широкого диапазона жизненных задач в  различных сферах человеческой деятельности, общения и  социальных отношений».

     Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя. Это качества функционально грамотного человека. Физика – это предмет, который дает огромные возможности для формирования всех направлений функциональной грамотности.

      Функциональная грамотность включает в себя несколько составляющих, основными в процессе изучения физики являются:

- читательская грамотность (формирование которой может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану);

- математическая грамотность (формирование которой может происходить не только при решении расчетных задач, но и при выполнении заданий, например «Вычисление мощности человека», где обучающийся используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ);

- естественнонаучная грамотность (формирование которой происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).

 

 

I. Читательская грамотность

      На уроках физики в ходе учебного процесса необходимо научить  учащихся  работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Задание 1.   Используя материал §18  и  §20  учебника Физика 7 класс: А.В.Перышкин,  найти сходства и отличия  понятий: инерция и инертность.

      В заданиях ОГЭ, ЕГЭ и ВПР  встречаются  тексты с описанием различных приборов,  процессов  и физических явлений, которые можно наблюдать в повседневной жизни.

Задание 2.      (№4 из варианта ОГЭ-2022)                                                                              Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из

    приведённого списка.

           Реактивным  называется  движение, которое происходит под действием   ________ (А), действующей на движущееся тело со стороны струи вещества, выбрасываемого из двигателя. Пояснить принцип реактивного движения можно на примере движения ракеты.

           Пусть в двигателе, установленном на ракете, происходит сгорание топлива и продукты горения (горячие газы) под высоким давлением выбрасываются из сопла двигателя. На каждую порцию газов, выброшенных из сопла, со стороны двигателя действует некоторая сила, которая приводит эту порцию газов в движение. В соответствии с ________ (Б) законом Ньютона, на двигатель со стороны выбрасываемых газов действует сила, такая же по модулю и противоположная по направлению. Эта сила называется реактивной. Под её действием ракета приобретает ускорение и разгоняется в направлении, ________ (В) выбрасывания газов.

         При реактивном движении ракеты её масса непрерывно уменьшается из-за сгорания топлива и выбрасывания наружу продуктов сгорания. По этой причине модуль ускорения ракеты всё время ________ (Г), а скорость ракеты нелинейно зависит от массы сгоревшего топлива. Впервые задача об отыскании модуля конечной скорости v ракеты, масса которой изменилась от значения m0 до величины m, была решена русским учёным, пионером космонавтики К. Э. Циолковским.

         Список слов и словосочетаний:

1) сила реакции  2) сила тяжести   3) первый  4) второй   5) третий

6) противоположное направление   7) совпадающий с направлением

8) изменяется   9) остаётся постоянным

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

Задание 3.

        Используя таблицы плотностей на форзаце задачника по физике 7 класса А.В.Перышкина  расположите ряд веществ по порядку убывания их плотности:

А) медь – нефть – вода                В) водород – бензин – сталь

С) ртуть – чугун – керосин          D) гелий– железо – вода

E) масло – железо – водород

II. Естественнонаучная грамотность

    Планируемый результат: научно объяснять явления.

Задание 1.

       Известно, что  тела  бывают в трёх агрегатних  состояниях,  отличающихся расстоянием  между  частицами в веществе. В твёрдых  телах  оно  наименьшее, а в газах –наибольшее. Чтобы тело  нагрелось,  нужно,  чтобы механическая энергия  движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы  будут  медленнее, а  твёрдые   тела –  быстрее.  Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие  твёрдые  тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении  прихваток  между слоями  оставляют  воздух,  чтобы  при контакте с горячей  поверхностью  тепло медленнее передавалось.

Изучите текст, дайте ответ на вопрос:

- Почему для изготовления чайников, кастрюль и т.п. используют не пластмассы, а сплавы металлов?

     Задание 2.

          Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо   измерить

   1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими  еѐ раскатами грома;

   2) время между двумя вспышками;

   3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома;

   4) время, соответствующее длительности раската грома.

      Задание 3.

          Зачем нужны двойные стекла в окнах?

    1) через них летом в дом меньше входит солнечное излучение, а зимой меньше выходит тепловое;

    2) слой воздуха между стеклами имеет значительно меньшую теплопроводность, чем тонкое твердое стекло. Это уменьшает теплоотдачу из дома зимой;

    3) при их наличии тепловое излучение свободно входит в дом, но не может выходить. Это дает дополнительное тепло дому зимой;

   4) для того, чтобы дом был прочным.

   Задание 4

  Вы уже знаете, что теплопроводность различных твёрдых  веществ не одинакова.   Перед вами значения теплопроводности некоторых из них.

 

Название вещества

Теплопроводность  

Название вещества

Теплопроводность  

Серебро

428,0

Пластмасса

0,15

Алюминий

237,0

Древесина

0,2-0,1

Фарфор

1,6

Железо

80,0

Золото

308,2

Олово

64,0

 

  Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы:

1)Почему для изготовления  тарелок используется не алюминий, а фарфор?

         2)Почему кухонные лопатки изготавливают из дерева, а не из металлов?

3) При объяснении уважите, как  назначение предмета связано с материалом   изготовления.

  III. Математическая грамотность.

     Математика и физика взаимосвязаны. Для успешного изучения физики нужна хорошая математическая подготовка обучающихся, сформированность математической грамотности. Обучающийся должен уметь, используя математический аппарат, вычислять физические величины, переводить единицы измерения в систему единиц СИ.

Задание 1.  Дети семьи Ивановых используют настольные лампы разной мощности Лампочка Даши, мощностью  95 Вт горит 3 часа в сутки, лампочка Кати, мощность  60 Вт горит 5 часов в сутки. По каким формулам рассчитывают работу тока?  Сколько надо заплатить за электроэнергию при тарифе 4  руб за 1 кВт×ч за 1 месяц? Лампы какой мощности использовать выгоднее?

Задание 2.  Хищник лев может  развивать скорость 80,5 км/ч. Спортсмен пробегает стометровку со скоростью 10 м/с. На какое расстояние он отстал бы от льва в забеге на 100 м?

Задание 3. После встречи Красной Шапочки и волка, они как известно, одновременно пошли к бабушке. Только волк побежал со скоростью 7 км/ч через лес по прямой дороге, пройдя расстояние 1,4 км. Красная Шапочка пошла пешком вокруг леса по тропинке длиной 2 км со скоростью 4 км/ч. Найдите время, на которое волк раньше Красной Шапочки дошел до цели.

      Эти задания  помогут учителю в подборе материалов к уроку, а также и внеурочной деятельности. Их можно использовать при  формулировании темы урока, создании  проблемной ситуации, рефлексии, исследовательской деятельности и др.
           Некоторые задания можно использовать не только на уроках физики (географии, биологии, химии, истории, ОБЖ, астрономии).  В этих случаях использование комплексного задания будет способствовать установлению межпредметных связей и формированию умений применять те научные знания, которые необходимы для объяснения данного явления в независимости от формальной предметной принадлежности явления.

Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций ФГЛ – то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя  разные виды деятельности в процессе обучения.

В этом педагогу поможет физический эксперимент, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный, лабораторный или фронтальный эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности  обучающегося. Он никогда не используется как уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы, экранные пособия). Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. 

Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.

Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося методами являются: метод проблемного обучения, Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

1.Проблемная ситуация, связанная с невозможностью выполнить задание(Ситуация опровержения)   Два тетрадных листа, одинаковых по массе и размерам, бросают с одной и той же высоты. Гипотеза: листы должны упасть одновременно. Дети пытаются выполнить задание, у них не получается, возникает вопрос: почему не получается, т. е. формулируют проблему: почему падают на землю в разное время, если один листок скомкан в шарик. Дети должны объяснить, связывая ответ с темой «Сопротивление воздуха»: площадь листа уменьшилась, следовательно, уменьшилось сопротивление воздуха, поэтому скомканный лист падает быстрее.

Кластер-граф

графически организованная информация, где выделяются основные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с обозначением связей (стрелок) между

Пропущенные слова.

Задание №4 в ВПР-2022года в 11 классе

Найди в тексте физические ошибки

Значительную роль в развитии ФГЛ играет  использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Примеры:

- визуализация текста (представление текстовой информации в наглядном виде: списки, таблицы, диаграммы, фотографии, схемы, рисунки),

 - «Узнать плотность риса или любой другой крупы»,

- Вырастить кристалл (задание делается в соответствии с материалами, предложенными учителем, под присмотром взрослых, с соблюдением техники безопасности),

       Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.