Статья Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах. Выполнила: учитель начальных классов МОУ ?Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина Центрального района Волгограда? Барсова Ирина Александровна Волгоград – 2024 Чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил русского языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это ?базовыми компетенциями?, ?функциональной грамотностью?, ?творческими когнитивными задачами? и прочими мудрёными словами. Функциональная грамотность?- способность использовать ВСЕ постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как: а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями); б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее - короче, быстрее - медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать. г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. д) решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание). Какую форму выбрать, чтобы школьникам было интересно и познавательно заниматься математикой? И тут на помощь приходят квест - технологии, квест –игры. Во-первых, это современно. Во-вторых, каждый ребёнок в такой игре может проявить активность благодаря её необычному формату. В-третьих, данная технология универсальна, её можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, можно построить целый урок или только его определённый этап. С помощью квеста можно решать разные задачи: - проверить ранее полученные знания или провести контроль их усвоения; - объяснить новый материал и систематизировать прошедший. Квесты развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде. Так что же такое квест? Квест (англ. Quest) - ?поиск, предмет поисков, поиск приключений?. В мифологии и литературе понятие ?квест? изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации. Суть квеста в том, что: 1. Задана цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания. 2. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию. 3. Квест – игры могут проходить как в аудитории, так и вне аудитории, то есть практически в любом окружении. Квест – уроки могут быть предназначены как для групповой работы, так и для индивидуальной работы. В зависимости от сюжета квесты могут быть: - линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. - штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач; - кольцевыми – они представляют собой тот же ?линейный? квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. Структура образовательного квеста: 1. Введение (в котором прописывается сюжет). 2. Задания (этапы, вопросы, задания). 3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы). 4. Оценка (итоги, призы). Кроме этого, по развитию функциональной? математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики, используются, прежде всего, практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью. Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету, раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Под влиянием данных задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Очень познавательно использовать такие задачи в различные так называемые праздничные дни: Масленица День кролика 23 сентября День строителя летом День таксиста 22 марта 11 марта – День панды День рождения сгущёнки 14 мая День туризма 27 сентября Международный день чая 15 декабря День вязаных варежек 24 декабря День водолаза 5 мая День кота 1 марта (примеры заданий): 1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка. Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день взрослый кот съедает 200 граммов сухого корм. 2.?Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг. 3.?В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой. ТАКЖЕ одна из задач функциональной грамотности показать, что хоть математика – сложная наука, но ее понимание очень важно для обучения, развития и для выбора будущей профессии. Без математики в нашей жизни невозможно получить ни одну профессию и работать по ней хорошо. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека. Без математики в нашей жизни невозможно получить ни одну профессию и работать по ней хорошо. Поэтому можно в течение всего периода обучения в начальных классах проводить или уроки-путешествия, или отдельные этапы урока, или опять-таки уроки – квесты по теме ?Математика в профессиях?. Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают математические праздники, утренники и турниры. Пусть даже незначительный успех в математических играх вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям и действительным успехам. Может быть, бесконечное множество классных часов с призывами детей учиться не сделает того, что сделает один хорошо организованный и проведенный математический праздник. Например, 14 марта – День математики. 1. Копилка математических фактов. 2. Аппликации из геометрических фигур. 3. Математика в пословицах и поговорках. 4. Конкурс ?Быстрый счетовод? 5. Конкурс стенгазет ?Мой класс в числах? 6. Математические ребусы. Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах