Статья

Формирование 
функциональной грамотности 
на уроках математики
в начальных классах.








Выполнила: 
учитель начальных классов 
МОУ ?Лицей № 5
 имени Ю. А. Гагарина 
Центрального района Волгограда?
Барсова Ирина Александровна


















                                                    Волгоград – 2024
   

     Чему должны обучать детей в школе? 
Самый очевидный ответ — знаниям. 
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил русского языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. 
Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. 
Ученые-педагоги в своем кругу называют это ?базовыми компетенциями?, ?функциональной грамотностью?, ?творческими когнитивными задачами? и прочими мудрёными словами.

      Функциональная грамотность?-  способность использовать ВСЕ  постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений.

       Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:    

   а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
                                                                                                  
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:  Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. 
Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);  

 в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры),  устанавливать математические отношения (длиннее - короче, быстрее - медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать.
   
 г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. 

д) решение задач в 1- 3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).      


Какую форму выбрать, чтобы школьникам было интересно и познавательно заниматься математикой? 
И тут на помощь приходят квест - технологии, квест –игры.     
Во-первых, это современно.
 Во-вторых, каждый ребёнок в такой игре может проявить активность благодаря её необычному формату.
В-третьих, данная технология универсальна, её можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, можно построить целый урок или только его определённый этап.
С помощью квеста можно решать разные задачи:
- проверить ранее  полученные знания или провести контроль их усвоения;
- объяснить новый материал и систематизировать прошедший.
Квесты развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде.

Так что же такое квест?
                                                                                                                      
          Квест (англ. Quest) - ?поиск, предмет поисков, поиск приключений?. В мифологии и литературе понятие ?квест? изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
          В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.
       Суть квеста в том, что:
1. Задана цель, дойти до которой можно последовательно выполняя задания.
2. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию.
3. Квест – игры могут проходить как в аудитории, так и вне аудитории, то есть практически в любом окружении.
           Квест – уроки могут быть предназначены как для групповой работы, так и для индивидуальной работы.
          В зависимости от сюжета квесты могут быть:
- линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
- штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
- кольцевыми – они представляют собой тот же ?линейный? квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Структура образовательного квеста:
1. Введение (в котором прописывается сюжет).
2. Задания (этапы, вопросы, задания).
3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
4. Оценка (итоги, призы).

Кроме этого, по развитию функциональной? математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики, используются, прежде всего, практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задачи  с  практическим  содержанием  усиливают  познавательный 
интерес у школьников к изучаемому предмету, раскрывают перед учащимися практическую  силу  научных  знаний,  возможность  применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни при решении бытовых и практических вопросов. Под влиянием данных задач учебная деятельность даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
       Очень познавательно использовать такие  задачи в  различные так называемые праздничные  дни:
Масленица
День кролика 23 сентября 
День строителя летом
День таксиста 22 марта 
11 марта – День панды 
День рождения сгущёнки 14 мая
День туризма 27 сентября
Международный день чая 15 декабря
День вязаных варежек 24 декабря
День водолаза 5 мая
День кота 1 марта (примеры заданий):

1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.
Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день взрослый кот съедает 200 граммов сухого корм.
2.?Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг.
3.?В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.
ТАКЖЕ одна из задач функциональной грамотности показать, что хоть математика – сложная наука, но ее понимание очень важно для обучения, развития и для выбора будущей профессии.
Без математики в нашей жизни невозможно получить ни одну профессию и работать по ней хорошо. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. 
Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.
Без математики в нашей жизни невозможно получить ни одну профессию и работать по ней хорошо.
Поэтому можно в течение всего периода обучения в начальных классах проводить или уроки-путешествия, или отдельные  этапы урока, или опять-таки уроки – квесты по теме  ?Математика в профессиях?.
           Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают математические праздники, утренники и турниры. Пусть даже незначительный успех в математических играх вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям и действительным успехам.
          Может  быть,  бесконечное множество классных часов с призывами детей учиться не сделает того, что сделает один хорошо организованный и проведенный математический праздник.
Например,  14 марта – День математики.

1. Копилка математических фактов.
2. Аппликации из геометрических фигур.
3. Математика в пословицах и поговорках.
4. Конкурс ?Быстрый счетовод?
5. Конкурс  стенгазет ?Мой класс в числах?
6. Математические ребусы.

         Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.