Формирование функциональной грамотности

в начальной школе

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- утверждает А.А. Леонтьев.

В настоящее время обществу необходимы люди, обладающие умением реагировать на изменения, происходящие в современном, быстро меняющемся мире. Поэтому происходит повышение требований к уровню образованности человека. Он должен использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данная способность применять полученные в школе знания и умения в повседневных жизненных ситуациях, называется функциональной грамотностью, основы которой призвана заложить начальная школа, ориентированная на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста. Именно она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности.

Что раскрывает понятие «функциональная грамотность», какие признаки функционально грамотной личности?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность младшего школьника-это:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

4. Педагогические технологии

• проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

• технология формирования типа правильной читательской деятельности;

• технология проектной деятельности;

• обучение на основе «учебных ситуаций»;

• уровневая дифференциация обучения;

Информационные и коммуникационные технологии;

• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

5. Составляющие функциональной грамотности (модель PISA)

Основные компоненты:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли. Например, при изучении темы «Глагол» прием составления инструкций позволяет  не только формировать умение распознавать части речи, ставить глаголы в начальную форму и в указанные формы времени, определять известные признаки глагола, состав слова, ориентироваться в выборе предложений по цели; правильно использовать глаголы при составлении делового повествования – инструкции; но и учиться составлять план текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста, задавать вопросы к тексту, оформлять устную и письменную речь в форме текста – инструкции, понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем свои потребности. Практико-ориентированный подход, дифференцированный подход, развивающий и системно-деятельностный подходы, являются средствами развития математической грамотности. Функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

Формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни. В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Эти задачи практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника. Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.

 

   Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в этом направлении работа должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно. Функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации школьников к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией успешности человека и символом непрерывного образования.