Д.А. Бражникова

Магистрант направления подготовки «Управление воспитательными системами в образовательных организациях»

Научный руководитель – к.п.н., доцент

Э.П. Бакшеева

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников в проектной деятельности, а также эффективности проектной деятельности при создании условии для развития старшеклассников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старшеклассники, проектная деятельность.

D.A. Brazhnikova

Master's degree in the field of training “Management of educational systems in educational organizations"

Scientific supervisor – PhD, Associate Professor

E.P. Baksheeva

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES

Annotation. The article examines the issues of formation of readiness for professional self-determination of high school students in project activities, as well as the effectiveness of project activities in creating conditions for the development of project activities of high school students.

Keywords: professional self-determination, high school students, project activity.

Выбор профессии – один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Для старшеклассников этот процесс часто сопряжен с трудностями, связанными с недостатком информации, неопределенностью собственных интересов и способностей. В условиях современного общества человек получил право выбора своей деятельности и возможность заниматься тем, что его больше всего интересует и где он может в полной мере реализовать свои таланты и умения. Профессиональное самоопределение для любого человека – один из ключевых выборов, определяющих всю его дальнейшую жизнь. Очень важно сделать этот выбор правильно, а именно – исходя из своих личностных качеств и способностей. Первый выбор профессии происходит у современной молодёжи в период обучения в старших классах, а в связи с постоянными изменениями в системах ЕГЭ и ГИА.1 Трудовая и профессиональная деятельность личности становится динамичной, подвергается постоянным изменения, сменам сфер занятости, кардинальным пересмотром своих мотивов, взглядов, целей, постоянного места жительства, формой жизнедеятельности и окружения в целом2. Все это связанно в первую очередь с непрерывной потребностью индивида в самосовершенствовании и саморазвитии в своей жизнедеятельности.

Профессиональное самоопределение – сложный и многогранный процесс, требующий от старшеклассников осознанного выбора будущей профессии, учета своих способностей, интересов и потребностей рынка труда. Профессиональное самоопределение в первую очередь связано с перспективой виденья своего профессионального роста, который накапливается через наставничество, обучение, трудовую деятельность, при этом считается показателем успешности, конкурентоспособности и эффективности учебного заведения. При рассмотрении профессионального самоопределения в рамках данной работы за основу берутся следующие определения3:

1) процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности, начиная от возникновения профессиональных намерений и заканчивая выходом из трудовой деятельности;

2) процесс осознания уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний, навыков, а также определением их соответствий требованиям, которые профессиональная деятельность предъявляет к человеку и вместе с этим переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.

Профессиональное самоопределение школьника в большинстве своем имеет личностный характер, это крайне неопределенный процесс, связанный с выработкой собственной позиции ребенка. При удачном протекании процесса профессионального самоопределения происходит соотнесение собственных возможностей с уровнем следующих характеристик4: знаний и способностей; эмоциональной и интеллектуальной подготовленности; состоянием здоровья и стрессоустойчивости.

В целом феномен профессионального самоопределения характеризуется высокой степенью неопределенности и динамики, каждая личность во время обучения вырабатывает свои собственные позиции и взгляды на трудовую деятельности, сферу своих полномочий и потенциалов. Также происходит соотнесение личностью своих имеющихся возможностей с требованиями конкретных учебных заведениях и в перспективах, будущих конкретных трудовых функций.

Готовность к профессиональному самоопределению возникает, когда индивид практически освоил готовность к различным видам деятельности. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дано следующее определение: «Готовность – это согласие сделать что-нибудь».

Исследователи А.Л. Загорюев, В.А. Губин выявили, что понятия готовность и готовность к деятельности не разделяются и «характеризуется тремя составляющими: физиологической, квалификационной и психологической (индивидуально-психологическая и социально-психологическая)5:

Физиологическая учитывает уровень физического развития индивида, степень сформированности у него нейродинамических механизмов);

Квалификационная заключается в необходимости владения определёнными знаниями, умениями, навыками, необходимыми в конкретной среде конкретной деятельности;

Индивидуально-психологическая составляющая представляет собой комплекс психологических свойств личности, необходимых для обеспечения достаточной эффективности деятельности;

Социально-психологическая составляющая включает в себя ценностные ориентации, мотивационно-

потребностные

особенности, познавательные установки личности, социально-средовые факторы, а также систему представлений о среде предстоящей деятельности

»

.

Можно выделить следующие критерии профессиональной готовности к профессиональному самоопределению6: сформированность ценностно-нравственной основы для принятия самостоятельных решений (активная нравственная позиция, личностное принятие и овладение социальными и профессиональными морально-этическими установками); сформированность потребности в социально-профессиональном выборе (наличие социально-профессионального интереса, общественно значимых мотивов выбора социально профессиональной позиции и будущей профессии); сформированность информационной и социокультурной компетентности (наличие знаний о социально-профессиональном мире, о социальных и профессиональных ценностях, о рынке труда и социально-трудовых отношениях в обществе); сформированность деятельностно-практических умений приобретения первоначального социального и профессионального опыта (умение целеполагания и выбора средств для их достижения, умение самостоятельного планирования, адаптации к любой микросоциальной среде, наличие коммуникативных умений); сформированность рефлексии личностного поведения, деятельности в выборе социально профессиональной позиции и будущей профессии (адекватная самооценка, умение анализировать и контролировать свои действия).

Для эффективного формирования готовности к профессиональному самоопределению необходимо организовать проектную деятельность с учетом следующих аспектов:

1. Выбор тематики проектов: Проекты должны быть связаны с различными профессиональными областями, чтобы старшеклассники могли исследовать различные варианты будущей карьеры.

2. Создание условий для командной работы: Работа в команде позволяет старшеклассникам научиться взаимодействовать друг с другом, распределять ответственность, решать проблемы совместно.

3. Предоставление доступа к информационным ресурсам: Для успешной реализации проектов старшеклассники должны иметь доступ к необходимой информации из различных источников.

4. Организация консультаций и менторства: Опыт и знания экспертов могут помочь старшеклассникам в реализации проектов, а также в процессе профессионального самоопределения.

5. Оценка результатов проектной деятельности: Оценка результатов проектов позволяет определить эффективность использования проектного подхода в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Проектная деятельность предлагает эффективный путь к преодолению этих трудностей и формированию осознанной готовности к профессиональному самоопределению. Проектная деятельность представляет собой эффективный инструмент, способствующий формированию этой готовности. Она позволяет не только получить новые знания и навыки, но и развить ключевые компетенции, необходимые для успешной профессиональной жизни.

В отличие от традиционных методов обучения, проектная деятельность ориентирована на практическую деятельность и позволяет старшеклассникам:

1. Исследовать различные профессии: Проекты могут быть посвящены изучению конкретных профессий, анализу требований к специалистам, исследованию рынка труда и карьерных траекторий. Это позволяет получить реальное представление о выбранной сфере деятельности, а не только теоретические знания.

2. Развивать метапредметные компетенции: Проектная работа требует планирования, организации, решения проблем, работы в команде, презентации результатов. Эти навыки являются универсальными и высоко востребованными на рынке труда, независимо от выбранной профессии.

3. Приобретать практический опыт: В процессе работы над проектом старшеклассники применяют полученные знания на практике, решают реальные задачи, видят результаты своей деятельности. Это позволяет им увереннее ориентироваться в выбранной профессиональной сфере.

4. Формировать самооценку и мотивацию: Успешная реализация проекта повышает самооценку и укрепляет уверенность в собственных силах. Это важно для дальнейшего профессионального развития.

5. Получать обратную связь: Презентация проекта и обсуждение результатов с учителями и экспертами позволяют получить ценную обратную связь, оценить свои достижения и скорректировать дальнейшие действия.

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №5 г. Сургута разработан и реализуется проект «Взгляд в будущее», ориентированный на формирование у старшеклассников готовности к выбору будущей профессии, Указанный проект включает два этапа, теоретический и практический. Во время теоретического этапа ученики получают необходимые знания по выбранным направлениям профессиональной деятельности. Они знакомятся с актуальными на рынке труда профессиями и их особенностями; изучают основные требования рынка труда, обсуждают ЗУН (знаний, умений, навыков); анализируют свои способности и интересы, с помощью тестирований по методикам Е. А. Климова, «Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока), диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник);

Кроме того, школьники участвуют в открытых диалогах с представителями различных профессий, студентами различных учебных заведениях Сургута и др.; исследуют информацию о вузах и колледжах г. Сургута и их посещают; проводят самоанализ, выявляют сильные и слабые стороны, основные предпочтения профессиональной деятельности, по опроснику для определения типа мышления, а также на основе опросника Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности» получают информацию о себе.

Во время практического этапа ученики применяют полученные знания на практике и получают первый профессиональный опыт. Участвуют в дискуссиях при помощи упражнения аргументации Джеффа, для обсуждения приобретенного во время теоретической части проекта информации, а также для обсуждения наиболее понравившихся профессий. Участвуют в брейнрайтинге «Профессия будущего» при помощи метода 6-3-5. Создают личное портфолио своих достижений и мероприятий, создают карту профессий нашего региона. Ученики проводят подробное исследование рынка труда, собирают информацию о востребованных профессиях, компаниях и вакансиях. Это поможет им лучше ориентироваться в мире профессий и планировать свою карьеру, основываясь на реальном положении рынка труда.

Отметим также, что школьник разрабатывают при помощи метода фокальных объектов и проводят профориентационные игры для младших школьников. Это поможет закрепить полученные знания и развить навыки организации и проведения мероприятий.

Таким образом, проект «Взгляд в будущее» помогает старшеклассникам осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и навыки, а также первый практический опыт взаимодействия и наставления младших классов.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность является эффективным инструментом для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Она способствует развитию необходимых компетенций, приобретению практического опыта и формированию осознанного выбора будущей профессии. Однако важно организовать проектную деятельность правильно, учитывая возрастные особенности старшеклассников и обеспечивая им необходимую поддержку и наставничество.

Без доказательны Ваши выводы. Если бы Вы продемонстрировали результаты диагностики до и после включения школьников в проектную деятельность и по оценке полученных данных пришли бы к выводу об эффективности проектной деятельности – тогда можно поверить Вашим выводам.

Плохо, что нет хотя бы результатов констатирующего этапа. Но теоретическая статья тоже пойдет. Только уберите постраничные ссылки. Ссылки делаете только на источник из списка литературы!

Делаете презентацию по данному тексту

Литература

Андреева, А.В. Готовность обучающихся к профессиональной деятельности как результат их профессионального самоопределения / А.В. Андреева, К.С.

Цеунов

. – Текст: непосредственный // Вестник Науки. – 2022. – № 11 (56). – С. 137-145.

Артюхова, О.М. Уровни форсированности готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению / Ю.М.

Турлыбекова

. – Текст: непосредственный // Новые педагогические исследования. – 2006. – № 4. – С. 49-56.

Иванов, С.Ю. Профессиональные траектории выпускников вузов и их трудовая адаптация / С.Ю. Иванов, А.С. Иванов, Д.Е. Морковкин, Н.С. Гуменная. – Текст: непосредственный //

Социодинамика

. – 2016. – №12. – С. 54-67.

Касьян, Е.В. Проблема профессионального самоопределения: опыт социологического исследования / Е.В. Касьян. – Текст: непосредственный // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – №6-2(46). – С. 30-33.

Кобылкин, Р.А. Роль труда в современной России: аксиологический аспект / Р.А. Кобылкин. – Текст: непосредственный // Проблемы правовой аксиологии. – 2019. – №1(88). – С. 118-122.

Петрова, А.Д. Профессиональное самоопределение молодежи: психологические аспекты / А.Д. Петрова, Н.В.

Сидилкина

// Инновации в науке: сб. ст. по

матер.IV

междунар

. науч.-

практ

.

конф

. Часть I. – Новосибирск:

СибАК

, 2016. – С. 35-40. – Текст: непосредственный.

Кобылкин Р.А. Роль труда в современной России: аксиологический аспект // Проблемы правовой аксиологии. 2019. №1(88). С. 121.

Иванов С.Ю., Иванов А.С., Морковкин Д.Е., Гуменная Н.С. Профессиональные траектории выпускников вузов и их трудовая адаптация // Социодинамика. 2016. №12. С. 55.

Петрова А.Д., Сидилкина Н.В. Профессиональное самоопределение молодежи: психологические аспекты // Инновации в науке: сб. ст. по матер.IV междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. 2016. С. 37.

Андреева А.В., Цеунов К.С. Готовность обучающихся к профессиональной деятельности как результат их профессионального самоопределения // Вестник Науки. 2022. № 11 (56). С. 139.

Артюхова, О.М. Уровни форсированности готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению // Новые педагогические исследования. 2006. № 4. – С. 55.

Касьян Е.В. Проблема профессионального самоопределения: опыт социологического исследования // Гуманитарные научные исследования. 2015. №6-2(46). С. 30.