ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Лобанова Ирина Николаевна

учитель начальных классов

СОШ 1 г. Белоярский

Как одна свеча зажигает другую

и может зажечь тысячи других,

так и одно сердце освещает другое сердце

и может осветить тысячу других сердец.

Л.Толстой

.

С 1 сентября 2022 года Минпросвещения России запустил в школах страны проект «Разговоры о важном». Данный проект реализуется посредством внеурочных занятий в школе, посвящённых России, её прошлому, будущему и настоящему.

Каждый понедельник первым уроком во всех школах страны проходят занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Сегодня роль школы в формировании у школьника ценностных ориентиров, приобщении его к цивилизационному наследию России огромна. Эта задача возлагается на школу государством, диктуется социальным заказом. Учитель сегодня просто не имеет права отделить в своей работе обучающие задачи от воспитательных, строить преподавание как формальное сообщение фактов.

В образовательной среде довольно распространённым является убеждение в том, что ценностные ориентации и установки прежде всего формируются «в сердце» и лишь потом «в разуме». Что же это значит для повседневных учительских практик? Во-первых, необходимость организовывать учебно-воспитательный процесс с учётом важности формирования устойчивого эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Во-вторых, создавать условия для свободной творческой деятельности в ходе освоения материала. Дополнительные ограничения и рамки, создаваемые вокруг ребенка, в учебной работе приводят лишь к формальному отношению к материалу и не способствуют приобщению к ценностям многонационального российского народа.

 Главной формой внеурочного занятия "Разговоры о важном" является беседа с обучающимися. Но, для того, чтобы заинтересовать детей начальных классов и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Необходимо заинтересовать детей. Поэтому при планировании занятия с обучающимися младших классов я не забываю об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.

Для обучающихся 1-2, 3-4 классов методические материалы для организации еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации, интерактивный визуальный контент, разрабатываются на федеральном уровне и размещаются на портале razgovor.edsoo.ru  Однако, для успешного проведения занятия “Разговоры о важном” с детьми начального уровня обучения, мне недостаточно  ограничиться  материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность учащихся, я сама в первую очередь должна быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Важно помнить о том, что занятия не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Поэтому необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные и динамические паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия младшего школьника.

Несмотря на то, что темы для всех классов одинаковые, материалы для них предложены разные. Эти внеурочные занятия не повторяют традиционные для урока формы, а я не просто рассказываю, а вовлекаю детей в обсуждение. Работу организовываю по-разному. Некоторые занятия провожу в форме эвристической беседы с выполнением интерактивных зданий.

На каждом занятии стараюсь использовать видеоролик, как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия. Особенно нравятся моим детям интерактивные элементы — викторины, филворды, сканворды, игры по командам («Согласен не согласен», «Незаконченное предложение», «Своя игра», «Что? Где? Когда?»). В этих играх мои ребята участвуют как индивидуально, так и командами. Когда играют командами, каждая команда отвечает на вопрос, если не угадал, то ход переходит к другой команде. В интерактивном задании филворд, ученики подбирают слова, которые соответствует данной теме. Подобные игры - прекрасная возможность показать свою эрудированность и узнать что-то новое.

  На внеурочном занятии «День учителя» я предложила ученикам подумать и высказаться, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками будет строить счастливое будущее нашей страны. Каким вы видите себя учителем, какими качествами для этого вам нужно обладать.

Считаю, что на всех предметах на протяжении всей недели нужно возвращаться к теме «Разговоров о важном», только тогда ученики прочувствуют ее важность и интересность. Темы не просто интересные, но и полезные. И все они интегрируются в разные учебные дисциплины.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что «Разговоры о важном», по сути, формируют гражданско-патриотическую ценность у детей младшего школьного возраста. Занятия структурировали работу по патриотическому воспитанию, предложили мне полный пакет материалов для этих занятий, позволяют более предметно беседовать с детьми о каких-то знаменательных вехах в жизни общества. Я с ребятами вступаю в дискуссии, разговариваю о насущных проблемах семьи и общества. Я заметила, что мои ученики заинтересованы в темах разговоров, охотно делятся своими наблюдениями. Ребятам интересно узнавать о выдающихся людях России.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, мини-сочинения, виртуальные экскурсии, конкурс талантов. В конце каждого занятия я провожу рефлексию, где дети высказываются о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.  Только в этом случае “Разговоры о важном” станут не просто беседой между учителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, которое способно научить детей действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес к истории своей страны.

Список использованных источников

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.

Агапо

ва

, И. А

.

Патриотическое воспитание в

школе: учеб. пос

обие

– М.

:

Айрис пресс, 2002. – 212

с.

Эффективные пути патриотического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы. [Электронный ресурс]