Формирование и развитие инновационного мышления через проектно – исследовательскую деятельность обучающихся во внеурочное время В государственной программе ?Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы? и программе ?Наша новая школа? продекларировано, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития России в первой половине 21 века. При этом, развивая высокие технологии, фундаментальные науки, важно понимать и помнить, что основой инновационной деятельности является инновационное мышление. Человек с новым инновационным типом сознания и мышления, способный реализовать социальные и культурно технологические программы будущего, формируются, прежде всего, в рамках системы образования. И чтобы слово ?инновация? стало синонимом лучшего, более рационального, построение ?умной?, инновационной экономики необходимо начинать со школьников. Что такое инновационное мышление? Это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. К характеристикам инновационного мышления можно отнести: системность мышления; интуитивность мышления (снятие внутренних ограничений); саморазвитие и самоорганизация; дальновидность; позитивность (настроенность на успех). Инновационное мышление можно рассматривать как развивающее мышление, приводящее к новым результатам. Оно необходимо для любого специалиста, т.к. поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач. Каков же путь формирования инновационного мышления в школах? Ответ – через инновационную систему обучения. Инновационная образовательная среда должна включать следующие направления: активные методы обучения с использованием современного оборудования, технологий, материалов; индивидуальный подход в организации образовательной траектории; интегрированный, междисциплинарный подход в обучении; самостоятельные и групповые исследования; научно – практическую ориентацию в проектно – исследовательской деятельности. Одним из средств формирования и развития инновационного мышления может стать введение в педагогическую практику организации исследовательской деятельности обучающихся. Включение ребят в данную деятельность способствует: обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей, действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т.е. способствует в целом формированию умения инновационно мыслить. Технологию исследовательской модели обучения можно представить следующими этапами: Выбор направления; Выделение и постановка проблемы (?Одно из базовых умений исследователя – умение видеть проблему? А.И. Савенков); Изучение литературы и сбор информации; Предложение возможного решения; Осмысление предстоящих исследований; Проверка всех возможных решений; Выводы по результатам проверки; Применение выводов к новым данным; Обобщение. Значение реализации исследовательской модели велико, но невозможно добиться позитивных результатов, если оно не системно. Попытки построения такой системы привели меня к тому, чтобы организовать в школе кружок по математике ?Исследователи?. Программа кружка предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению математики; формирование творческой, разносторонне развитой личности; ориентация обучающихся на познание как ценность; выявление познавательских интересов по математике; формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения исследований; развитие навыков научно – исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мылить, использовать полученные знания на практике; обучение правилам обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием; развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализов результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно – исследовательских работ. Система работы с обучающимися над индивидуальными исследовательскими темами была заимствована из опыта работы научного общества ?Ноосфера? Лицея естественных наук г. Кирова, представленного в журнале ?Исследовательская работа школьников? Макаренко Зинаидой Петровной. Главное правило участия в научно – исследовательской деятельности обучающихся – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – пропуск в такой вид учебной деятельности. Технологию развития знаний можно представить следующими схемами: Первая схема показывает взаимосвязь и надстройку знаний, умений и навыков обучающихся, согласно требованиям, предъявляемым к Государственному стандарту образования. Вторая схема направлена на расширение знаний, умений, навыков, а также развития способов умственной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся, согласно их интересам, способностям, трудолюбию и творческому потенциалу. В заключении хочется сказать, что стратегической целью кружка, является организация такой работы, в результате которой у каждого обучающегося будет своя исследовательская мастерская – своеобразная кузница его таланта. Может быть, тогда путеводной звездой наших школьников станет неопределимая тяга к развитию собственного таланта.
Формирование и развитие инновационного мышления через проектно – исследовательскую деятельность обучающихся во внеурочное время