Формирование и развитие инновационного мышления через проектно – исследовательскую деятельность обучающихся во внеурочное время



 В государственной программе ?Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы? и программе ?Наша новая школа? продекларировано, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития России в первой  половине 21 века. При этом, развивая высокие технологии, фундаментальные науки, важно понимать и помнить, что основой инновационной деятельности является инновационное мышление.
  Человек с новым инновационным типом сознания и мышления, способный реализовать социальные и культурно технологические программы будущего, формируются, прежде всего, в рамках системы образования. И чтобы слово ?инновация? стало синонимом лучшего, более рационального, построение ?умной?, инновационной экономики необходимо начинать со школьников.
Что такое инновационное мышление? Это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. К характеристикам инновационного мышления можно отнести:
системность мышления;
интуитивность мышления (снятие внутренних ограничений);
саморазвитие и самоорганизация;
дальновидность;
позитивность (настроенность на успех).
  Инновационное мышление можно рассматривать как развивающее мышление, приводящее к новым результатам. Оно необходимо для любого специалиста, т.к. поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач.
 Каков же путь формирования инновационного мышления в школах? Ответ – через инновационную систему обучения.
Инновационная образовательная среда должна включать следующие направления: 
активные методы обучения с использованием современного оборудования, технологий, материалов;
индивидуальный подход в организации  образовательной траектории;
интегрированный, междисциплинарный подход в обучении;
самостоятельные  и групповые исследования;
научно – практическую ориентацию в проектно – исследовательской деятельности.
  Одним из средств формирования и развития инновационного мышления может стать введение в педагогическую практику организации исследовательской деятельности обучающихся.
 Включение ребят в данную деятельность способствует:
обучению технологии анализа ситуаций,
 выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации,
 позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей, действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т.е. способствует в целом формированию умения инновационно мыслить.
  Технологию исследовательской модели обучения можно представить следующими этапами:
Выбор направления;
Выделение и постановка проблемы (?Одно из базовых умений исследователя – умение видеть проблему? А.И. Савенков);
Изучение литературы и сбор информации;
Предложение возможного решения;
Осмысление предстоящих исследований;
Проверка всех возможных решений;
Выводы по результатам проверки;
Применение выводов к новым данным;
Обобщение.
 Значение реализации исследовательской модели велико, но невозможно добиться позитивных результатов, если оно не системно. Попытки построения такой системы привели меня к тому, чтобы организовать в школе кружок по  математике ?Исследователи?.
Программа кружка предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
воспитание интереса к познанию мира, к углубленному изучению математики;
формирование творческой, разносторонне развитой личности;
ориентация обучающихся на познание как ценность;
выявление познавательских интересов по математике;
формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
развитие навыков научно – исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мылить, использовать полученные знания на практике;
обучение правилам обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;
обучение методике обработки полученных данных и анализов результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно – исследовательских работ.
  Система работы с обучающимися над индивидуальными исследовательскими темами была заимствована из опыта работы научного общества ?Ноосфера? Лицея естественных наук г. Кирова, представленного в журнале ?Исследовательская работа школьников? Макаренко Зинаидой Петровной.
   Главное правило участия в научно – исследовательской деятельности обучающихся – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость – пропуск в такой вид учебной деятельности.  
 Технологию развития знаний  можно представить следующими схемами:


Первая схема показывает взаимосвязь и надстройку знаний, умений и навыков обучающихся, согласно требованиям, предъявляемым к Государственному стандарту образования.






Вторая схема направлена на расширение знаний, умений, навыков, а также развития способов умственной деятельности, которыми могут овладеть обучающиеся, согласно их интересам, способностям, трудолюбию и творческому потенциалу.

 В заключении хочется сказать, что стратегической целью  кружка, является организация такой работы,  в результате которой у каждого обучающегося будет своя исследовательская мастерская – своеобразная кузница его таланта.
Может быть, тогда путеводной звездой наших школьников станет неопределимая тяга к развитию собственного таланта.