* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Intense Emphasis {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtitle {font-family: 'Cambria';} .Подзаголовок Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .c16 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Без интервала Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 36»

Формирование и воспитание чувства патриотизма

учащихся ДМШ и ДШИ посредством реализации

социально-нравственного проекта

Копылова Людмила Вениаминовна,

преподаватель хоровых и вокальных дисциплин,

высшая квалификационная категория

МАУ ДО «ДШИ № 36»

г. Северодвинск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания учащихся ДШИ на примере реализации социально-образовательного проекта «Память как бессмертие», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, с учащимися творческого коллектива «Маэстро» ДШИ № 36 г. Северодвинска

г. Северодвинск

2024 г

Любовь к Отчизне начинается с любви 

к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь 

к своему государству, к его истории, его прошлому

и настоящему, а затем и ко всему человечеству…

Д.С. Лихачёв

На протяжении всех лет обучения на вокально-хоровом отделении в рамках предмета «Хоровое пение» одним из основных направлений работы является патриотическое воспитание обучающихся. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей чувства любви и уважения к своему Отечеству, его традициям и истории, развитие личности и патриотического сознания, основанного на гуманистических и духовных ценностях своего народа. Основными составляющими данной работы являются: выбор соответствующего вокально-хорового репертуара и использование в работе разнообразных форм практической деятельности, как на уроках по специальным предметам, так и во внеурочной концертной и конкурсной деятельности.

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связана с политической ситуацией в нашей стране и во всём мире. Очевидно, что именно идеалы подрастающего поколения будут формировать будущее нашей страны. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей Родине, родному народу, к состоянию и сохранению отечественной истории и культуры. От уровня преданности и принадлежности себя к своей стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и многие другие области социальной жизни человека.

Мы живем в сложное время. Сегодня все чаще делаются попытки пересмотреть прошлое нашего Отечества, общественные идеалы претерпевают значительные изменения, серьезным испытаниям подвергаются такие понятия, как любовь к Родине, гражданская гордость, размываются границы духовно-нравственных ценностей. К сожалению, в средствах массовой информации нередко распространяются идеи вседозволенности, проповедуется культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. Именно поэтому в настоящее время так важна тема патриотического воспитания подрастающего поколения.

С самого раннего возраста чувство патриотизма у ребёнка должно формироваться в семье, а в дальнейшем воспитываться в школе. Задача каждого преподавателя объяснить учащимся важнейшие правила человеческой жизни: почему мы должны любить нашу Родину, беречь природу, памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к своей стране, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Один из наиболее эффективных методов решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся ДМШ и ДШИ – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов данного направления позволяет задействовать различные виды творческой деятельности учащихся, способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения, коммуникативных навыков, а также стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Для успешного выполнения поставленных задач был реализован социально-образовательный проект «Память как бессмертие». Данный проект представляет собой обобщение опыта учебной и внеклассной деятельности учащихся младших и старших классов творческого коллектива «Маэстро» МАУ ДО «ДШИ № 36» г. Северодвинска. В работе акцентируется внимание на актуальность и необходимость патриотического воспитания учащихся ДШИ в наше время, раскрывается суть долгосрочного проекта духовно-нравственного воспитания детей, определяются цели и задачи.

Основными направлениями в работе являются:

1) духовно-нравственное развитие: воспитание личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, целеустремленность; воспитание уважения к семье, к старшему поколению, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

2) исполнительское мастерство: развитие вокально-интонационных и хоровых навыков, устойчивое интонирование 2-х, 3-х и 4-хголосных произведений с сопровождением и пение cappella; владение артикуляционным аппаратом и дикционными навыками; формирование эмоциональной отзывчивости, творческой свободы и интонационной подачи слова в работе над художественным образом;

3) военно-патриотическое: разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма учащихся через концертно-конкурсную деятельность; воспитание любви и уважения к своему городу, краю, стране, гордость за принадлежность к гражданам России на примере героических подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны; исполнение репертуара соответствующей тематики.

4) культурно-историческое: развитие чувства национального единства, духовно-культурной общности,  для сохранения межэтнического согласия и стабильности в обществе на основе исполняемого музыкального материала; формирование мотивации к изучению, пониманию и сохранению истории своей страны; сохранение и передача традиционных ценностей российского общества.

Основа патриотизма - это духовность народа, привязанность к родному краю, своей стране, стремление к самопожертвованию ради других. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела, поэтому работа по данным направлениям ориентирована на важные события и даты нашей страны. Среди них - участие в мероприятиях, посвященных особым праздникам: День Победы, День защитника Отечества, День России, День народного единства и др.; участие в концертно-конкурсной деятельности военно-патриотической направленности; работа с родителями, участие в акциях «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк»; поздравление ветеранов Великой Отечественной войны; посещение музеев, выставок, мемориальных комплексов военной тематики.

Данная работа демонстрирует модель патриотического воспитания средствами искусства как целостного явления и состоит из 3-х основных этапов. Главный результат будет заключаться в усвоении учащимися вечных нравственных ценностей: стремление к добру, любовь и уважение к своему Отечеству, его истории.

Первый этап работы - ознакомление с темой. Перед детьми поставлен ряд проблемных вопросов: «С чего начинается Родина?», «Кто такой патриот?», «Что такое малая родина?», «Что значит уважать свое Отечество?», «Что вы знаете о своих дедах и прадедах?» Ответы на вопросы дети ищут как самостоятельно, так и при помощи родителей.

На втором этапе создаются условия для формирования комплексного понимания идей патриотического звучания в искусстве. При разучивании хорового репертуара учащиеся учатся понимать особенности исполнения произведений данного направления, их внутренний смысл, образный и интонационный строй, следовательно, в целом впитывают культурные традиции и патриотические идеи, близкие сердцу русского человека. Идет активное участие в концертно-конкурсной деятельности патриотической направленности.

На третьем этапе подводятся итоги всей работы. Обозначаются наиболее интересные и эффективные формы деятельности. Проводятся беседы с родителями и детьми, подчеркивается значимость участия в мероприятиях, посвященных важным датам нашей страны.

Таким образом, в реализации проекта осуществляется целый комплекс внеклассных мероприятий, апробируются различные формы учебной и внеклассной деятельности: хоровое пение, беседа, игра, театрализация и постановка музыкальных композиций, работа над выразительностью чтения стихов, участие в концертной и конкурсной деятельности с целью пропаганды произведений искусства патриотического содержания. В результате данной работы происходит углубление и расширение знаний учащихся, их вокальных и эмоционально-исполнительских навыков, приобретается опыт коммуникативного общения, коллективных действий, то есть приобретается опыт социализации.

В проекте также предусматривается повышение педагогической культуры родителей, совершенствование и распространение опыта семейного воспитания.

Результатом успешной реализации проекта следует считать:

- Благодарственные письма, дипломы конкурсов учащихся и преподавателя

с высокой оценкой жюри, победы в конкурсах;

- посещение музеев и выставок в городах-героях;

- создание памятного фотоальбома «Память как бессмертие»;

- выпуск репертуарного сборника «Поведай ты мне о войне» (в печатном и

электронном форматах);

- создание музыкального фото-коллажа «День Победы»;

- подборка видеовыступлений патриотической тематики;

- выпуск компакт дисков СD и DVD с выступлениями хорового коллектива «Маэстро», вокальными группами и солистами хора;

- совместная постановка учащимися старших и младших классов литературно-музыкальной композиции «Колыбельная Мишке в бомбоубежище на рассвете» (слова и музыка А. Ахметовой).

Проект «Память как бессмертие» органично встраивается в работу ДШИ, предусматривает развитие духовно-нравственных ценностей, а также развитие навыков творческой деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Специфика обучения в музыкальной школе состоит в том, что в классе одного преподавателя обучаются дети с 1 по 8 класс, поэтому представленные формы работы и проводимые мероприятия будут одинаково интересны и 7-летнему ребенку, и подростку 16 лет.

Русский критик В.Г. Белинский указывал на то, что «Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству… Любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Патриотизм - это стремление сделать свою страну красивее, богаче, крепче и счастливее. Это уважение к ее прошлому и вера в будущее. Это особая сфера духовности - гордость за свою Отчизну и готовность защищать ее в случае необходимости. Идеологической основой патриотического воспитания учащихся ДШИ является воспитание духовно-нравственных ценностей личности, выражающихся в вере в добро, в человеколюбие и справедливость.

Таким образом, анализируя результаты данной работы, можно с полной уверенностью заявить, что воспитательный процесс значительно быстрее достигает своей цели и реализует задачи, если осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, а эффективность занятий напрямую зависит от качества, художественного уровня и патриотического потенциала исполняемых произведений. Это наглядно прослеживается на примере репертуарной политики хорового коллектива «Маэстро», вокальных групп и солистов хора. Успешная реализация проекта «Память как бессмертие» позволяет утверждать, что патриотическое воспитание в ДШИ может быть достаточно эффективным при систематической и целенаправленной работе. Основные мероприятия с опорой на нравственное содержание и духовное наследие отечественной истории и культуры и правильно подобранный музыкально-исполнительский материал, при последовательном процессе совместной деятельности взрослых и детей, оказывают целостное воздействие на духовный и нравственный мир ребенка.

По результатам выполненной работы выявлены самые эффективные формы деятельности в данном направлении. Проведенные классные часы, обсуждение художественных фильмов и книг военной тематики, беседы и посещение музеев и выставок в городах-героях дали представление о славной истории России. Совместное участие детей и родителей в акциях «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк» получили эмоциональный отклик в душе каждого участника мероприятия. Следует отметить, что особую роль в воспитании гражданской позиции играет выступление учащихся на торжественных мероприятиях, посвященных важным датам нашей страны, участие в которых, придает исполнению особую эмоциональную значимость, подчеркивает его духовно-нравственную основу. Кроме этого, активное и результативное участие детей в конкурсах патриотического направления значительно укрепляет уважение и любовь к Родине, ее истории, культуре и традициям, а также повышает исполнительское мастерство коллектива в целом и каждого отдельного исполнителя в частности.

Экспериментально-практическая работа в реализации данного проекта подтвердила, что специально организованный процесс вокально-хоровой и художественной деятельности учащихся ДШИ в условиях современного урока и внеклассной деятельности значительно повышает интерес к изучаемому предмету, к событиям общественной жизни и истории своей страны, способствует формированию духовно-нравственных основ личности учащихся, их активной гражданской позиции. Именно поэтому в наше время нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения становится одним из самых приоритетных направлений работы преподавателя.

Уходит поколение ветеранов. И наш основной долг сохранить историческую память о Великой Отечественной Войне, не оставив в забвении ни одного погибшего солдата и отдать дань благодарности за героический подвиг еще оставшимся живым ветеранам! Ведь только пока жива наша память, будет жить и наша страна!

Список литературы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 -11 классы. - М.: ВАКО, 2006, с.2

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, с.19.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. –– М.: Гардарики, 1999. – 349 с.

4. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://Wikipedia.ru/

5. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://MOBIV.ru/