«Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы на коррекционных занятиях»
Важно не количество
знаний, а качество их.
Можно знать очень многое,
не зная самого нужного.
Толстой Л. Н.
Для значительной части обучающихся ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально- коммуникативных способностей. Для них часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения, Замкнутости (уход в себя), слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. Сопровождение детей данной категории направлено на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции.
В своей работе опираемся на разнообразные инновационные технологии: игровую, информационно – коммуникационную. проблемную, деятельностную, дифференцированную и другие. Основа всех технологий - идея создания адаптивных условий для обучающегося и максимальная ориентация на самостоятельную личность. Ведущим фактором регулирующим активность поведения личности является мотивация. В нашей работе наиболее результативным является формирование положительной мотивации с использованием разных видов и методов работы: это релаксационные упражнения на нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов. подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры; арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом, работа с био – балансирами и нейро - тренажерами. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Организация такой работы способствует формированию личности, к максимально возможной социализации и социальной адаптации.
С мотивацией деятельности тесно связано её стимулирование, т.е. побуждение, толчок, импульс к мысли, чувству, действию.
Стимулирование учения «Игрушки управляют миром» - так утверждал Наполеон. Так же он и действовал, щедро награждая всевозможными знаками отличия своих солдат и генералов. Стимулирование относится к числу наиболее эффективных факторов, влияющих на мотивацию.
Стимулирование учения:
Учитывайте интересы и склонности.
Используйте намерения.
Поощряйте желание добиться признания.
Показывайте последствия совершаемых поступков.
Признавайте достоинства.
Одобряйте успехи. Если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно
происходит формирование
и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то
постепенно формируется
желание избегать неудачи.
Сделайте работу привлекательной.
Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:
- «Прекрасная ошибка!»,
- «Неслучайная ошибка!»,
- «Ошибка, которая ведёт к истине!»,
- «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений».
Использую методические приемы мотивации, которые, по моему мнению, стимулируют коммуникативную компетенцию обучающихся: это незаконченные задания; приемы удивления заинтересованности, приведение интересных примеров или парадоксальных фактов; лабиринт; прием умышленных ошибок; создание ситуации соревнования и т.п.
«Аутотренинг» (на фоне спокойной мелодии и плавных двигательных жестов)
Я - (обучающийся) участник урока
Я - личность творческая
Я думаю, вспоминаю, аргументирую, обобщаю
Я хочу больше знать
Я хочу больше уметь
Я добьюсь успеха
«Самовнушение» Обучающиеся используют готовые афирмации или придумывают свои. Должно выйти позитивное короткое утверждение о том, чего хотят, к чему стремятся.
- Моя работа на уроке принесет мне большой успех.
-Я спокойна. Я смогу объяснить и аргументировать свои ответы для улучшения результатов.
- Я попробую перебороть негатив, в этот раз у меня выйдет лучше обосновать свое виденье ситуации.
- В каждой неприятной ситуации я вижу, в первую очередь, позитивный опыт.
-. Я смогу правильно выполнить следующее задание.
- Я буду уметь мгновенно принимать правильные решения.
- Попробую спокойно объяснить свою точку зрения, буду пытаться формулировать не претензии, а конструктивные предложения.
Если в процессе занятия обучающемуся не удалось достигнуть желаемых результатов, практикую метод поддержки позитивного настроя.
Следуйте притче «Кто трогал мой сыр?» Спенсера Джонсона.
Две маленькие мыши и два миниатюрных человека помещаются в лабиринт. Вот что происходит:
Когда мыши обнаруживают, что сыр не там, где он должен быть, они немедленно приступают к работе над поиском другого куска сыра.
Вместо этого двое миниатюрных людей разозлились на то, что сыр перемещен. Они теряют время, выражая возмущение и обвиняя тех, кто переместил сыр и друг друга.
Прекратите убеждать себя, что знания должны быть даны вам. Ваше отношение всегда должно быть следующим:
От меня зависит, узнаю ли я то, что хочу. Нужные знания есть у того, кто упорно трудится. Я приспосабливаюсь к изменениям легко и быстро. Я продолжаю учить, даже когда ситуация становится невыносимой
Практически я направляю обучающихся на создание атмосферы доброжелательности к самому себе, вселения веры в себя. Применяю психологические тренинги и наставления, эпиграфы и крылатые высказывания, смайлики, «микрофон», «музыкальную терапию», алгоритмы настроения, успеха и т.п. Общая, как и внутренняя, атмосфера не должна пугать обучающегося, а, наоборот, настраивать положительно. Он должен понять, что самые будничные и распространенные явления, события, предметы могут стать другими, если на них посмотреть с иной точки зрения.
Коммуникативная атака - это метод быстрого включения, мобилизации, заинтересованности школьников в процессе обучения. Стремлюсь активизировать их эмоциональную сферу - вызывать удивление, увлечение через использование эффекта новизны, неожиданности.
Приемы коммуникативной атаки: эффектная цитата; необычное действие; незавершенный рассказ сказки, анекдота, притчи; интересный вопрос; парадокс; личная заинтересованность (описание обучающимся ситуации из собственной жизни; театрализация).
Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдет, если ?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Школьники сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения.
«Верю - не верю». Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что». Обучающиеся должны согласиться с этим утверждением или не согласится, доказать правильность своего выбора.
Метод «Фурор»
Дайте волю своему воображению и фантазии: на листе бумаги напишите список своих наибольших желаний, успехов, которых вы бы хотели достичь по завершению урока. Прокрутите в своем воображении возможные этапы достижения этой цели, попробуйте представить, что вам для этого нужно сделать. Запишите план действий в свою тетрадь.
Метод закрепления позитивного впечатления - способ мотивации и стимулирования дальнейшей самостоятельной работы обучающихся, поддержки их позитивного впечатления. Чаще всего применяю на завершающем этапе мотивационного цикла.
Например: Практикуйте образ мышления дзен
В следующий раз, когда получится сбой в знаниях, не думайте: «Почему это опять произошло со мной?». Спросите себя: «Чему я должен научиться, чтобы это больше не повторилось?» и «Как это поможет мне стать более разумным и сильным человеком?».
Возможные приемы:
- Обобщение основных мыслей, подведение итогов, резюме; призыв к действию («приглашение» к дальнейшему изучению темы).
- Комплимент, благодарность; создание юмористических ситуаций (это особенно нужно, если школьники заметно устали).
Вам не обязательно всё знать самому, но вы должны знать, где и как найти всё, что известно о том, в чём вы нуждаетесь. Г. Форд
Педагог –психолог В.А. Коваленко