Ковтунова Ирина Борисовна Формирование коммуникативных навыков у детей в ДОУ Коммуникативные способности - это индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения и выполнения какой-либо деятельности. Через взаимодействие с людьми человек, в частности ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. Что побуждает ребенка вступить в общение? Причины вступать в общение связаны с тремя главными потребностями ребенка: - потребность во впечатлениях, - потребность в активной деятельности, - потребность в признании и поддержке. Для успешного формирования социально-коммуникативных навыков в детском саду создаются следующие психолого-педагогические условия: - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; - взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе с учетом интересов и возможностей каждого ребёнка; - поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; - построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Согласно стратегии ФГОС ребенок дошкольного возраста должен быть хорошо социально адаптирован к правилам общества, уметь анализировать свои поступки, не бояться показывать свои личные качества и достижения взрослому и детскому коллективу. Ребёнок должен быть готов принимать новые требования учителя в школе, уметь взаимодействовать со своими будущими одноклассниками; быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения, поведения в общественном месте, дома, на природе. Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает: - организацию предметно-пространственной среды; - создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; - стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; - устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей; - мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения; - обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей; - моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками. Для развития продуктивного общения, способности к сопереживанию, взаимопомощи нами разработана комплексная система социально-коммуникативного взаимодействия с детьми: 1. На начало года обновляем игровые уголки для сюжетно - ролевых игр ?Семья?, ?Больница?, ?Парикмахерская?, ?Магазин?, ?Автомастерская?, ?Стройка?. Далее постепенно добавляем новый игровой материал. 2. Театрально-игровую среду в течение года пополняем костюмами и атрибутами различных персонажей, меняем виды театра. Создание условий для театрализованной деятельности способствует проживанию детьми различных эмоциональных состояний сказочных героев. 3. В индивидуальной и групповой работе используем различные дидактические игры: ?Чем можем – поможем?, ?Хорошо - плохо, можно - нельзя?, на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках. 4. В группе организован ?Уголок настроения?, где дети могут отметить свое настроение, прикрепив свою фотографию к веселому или грустному солнышку. 5. В книжном уголке имеются книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение; картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей. Для совместных бесед с детьми используем методический материал по социально-коммуникативному развитию из программы Л. В. Коломийченко ?Дорогою добра?. Процесс создания условия для развития социально-коммуникативных навыков происходит только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.?Ведь в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней.?Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции. ?Какие коммуникативные способности и качества могут сформировать у детей игры? - Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; - позитивное отношение к другим людям; - умение сопереживать: радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;? - умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;? - умение взаимодействовать и сотрудничать. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх. Мы предлагаем несколько опробованных и зарекомендованных с положительной стороны игр на развитие коммуникативных качеств.?Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. В младшем возрасте начинаем осваивать такие игры как ?Дождик? на развитие эмпатии, умение заботиться друг о друге; ?Паровозик? на формирование навыка взаимодействия; ?Добрый бегемотик? на установление положительного тактильного контакта; ?Карусели? на развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей; ?Передай предмет? на формирование умения взаимодействовать друг с другом. ?С добрым утром? Цель: Развитие доброжелательного отношения к сверстникам, создание положительной эмоциональной атмосферы в группе. Игровые действия: Дети стоят в кругу, поднимают руки над головой, образуя полукруг. Все вместе говорят: ?С добрым утром, солнце, мы тебе рады?. Затем воспитатель (в старшем возрасте – ребенок) перечисляет детей по кругу: ?И Таня здесь, и Саша здесь…?, а все дети повторяют или говорят вместе с воспитателем. После того, как назвали все имена, дети берутся за руки, поднимают их вверх, встают на цыпочки и говорят: ?Все здесь?. ?Ищу друга? Цель: Формирование умения устанавливать контакт со сверстниками. Игровые действия: У каждого ребенка небольшая игрушка. Воспитатель предлагает детям найти своей игрушке пару и потанцевать вместе. Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут друга. Когда друг найден, дети могут поставить игрушки на пол и покружиться вокруг них. В среднем возрасте с удовольствием играем в такие коммуникативные игры: ?Это я. Узнай меня? на развитие эмпатии, умение устанавливать контакт со сверстниками; ?Веселые ладошки? на снятие телесного барьера, развитие умения подстраиваться к темпу движений партнера; ?Съедобное – несъедобное? (?Живое – неживое?) с мячом на развитие предметного взаимодействия; ?Зеркало? на обогащение поведенческого репертуара детей, создание доброжелательной атмосферы. ?Липучка? Цель: Развитие умения взаимодействовать для достижения цели. Игровые действия: Дети передвигаются по комнате под веселую музыку. Двое детей, держась за руки, ловят их со словами: ?Я – липучка, я – липучка, я хочу тебя поймать?. Каждого пойманного берут за руку, он становится ?липучкой?. Когда все дети пойманы, они танцуют, приговаривая: ?Мы – липучки, мы – липучки, будем вместе танцевать?. В старшем возрасте игры: ?Что изменилось?? на развитие внимания, наблюдательности, как важных условий эффективного общения; ?Почта? на формирование положительного отношения к сверстникам, понимания ценности внимания; ?Назови ласково? на формирование положительного отношения друг к другу; ?Живой телефон? на развитие согласованности действий для достижения результата; ?Я знаю пять названий? на развитие внимания, памяти. ?Нос к носу? Цель: Создание положительного телесного контакта между детьми, доброжелательной атмосферы. Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, ?Нос к носу? они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разными: ?Ладошка к ладошке?, ?Коленка к коленке?, ? Ухо к уху? и т.д. ?Новоселье? Цель: Формирование чувства единения с группой. Игровые действия: На доске закреплен рисунок большого дома без окон. Воспитатель предлагает детям нарисовать свои портреты и поселить их в домик. После того, как у дома появятся ?окна?, дети вместе раскрашивают дом. Подготовительный возраст: ?Путаница? на развитие умения взаимодействовать, договариваться для достижения общей цели; ?Сборщики? на развитие навыков конструктивного взаимодействия; ?Кладоискатели? на развитие навыков организации совместной деятельности; ?Что мы делали, не скажем, что мы делали – покажем? на обогащение опыта использования средств невербального общения. ?Клеевой ручеёк? Цель:?Развитие умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Непременное условие: на протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга. В таком положении они преодолевают различные препятствия по указанию воспитателя. Например: - подняться и сойти ?с горы?; - перешагнуть через ?бревно?; - обогнуть ?широкое озеро?; - пробраться через ?дремучий лес?; - спрятаться от ?диких животных?. Широко используем в работе по формированию коммуникативных навыков у детей игры-ситуации, цель которых развитие умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагаем разыграть ряд ситуаций: 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси ее. 3. Ты нашёл на улице слабого котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою игрушку – спроси у детей, не видели ли они ее. 7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если тебя не захотят взять в игру? 8. Дети играют, у одного мальчика нет игрушки – поделись с ним. 9. Девочка плачет – успокой ее. 10. У тебя не получается застегнуть рубашку – попроси друга помочь тебе. 11. К тебе в гости пришли ребята – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 12. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме? Нашим неизменным помощником в социально-коммуникативном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно помочь ребенку в налаживании контактов с социальным миром. Родители с детьми участвуют в различных социальных проектах, совместных творческих выставках и конкурсах, создании коллекций, тематических альбомов, портфолио ребенка, пополнении развивающей среды группы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Дошкольное учреждение и семья должны создать благоприятные условия для реализации ФГОС и воспитания ребёнка как развитую социально-адаптированную личность. Так ребёнку легче будет проявить себя в жизни, добиться успеха и уважения со стороны других людей, соблюдать общественные правила, научиться избегать опасности.
Формирование коммуникативных навыков у детей в ДОУ