ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FORMATION OF COMPOSITIONAL THINKING IN MIDDLE SCHOOL AGE STUDENTS

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия, г. Ставрополь

State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Stavropol State Pedagogical Institute", Russia, Stavropol

Греховодова Алеся Вячеславовна

студентка III курса ГБОУ ВО СГПИ

Grekhovodova Alesya Vyacheslavovna

a third-year student of GBOU in the SGPI

Петрова Людмила Евгеньевна

научный руководитель, доцент кафедры

педагогических арт-технологий

Petrova Lyudmila Evgenievna

Scientific supervisor, Associate Professor of the Department

of Pedagogical Art Technologies

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «композиционное мышление», проанализированы основные психологические и возрастные особенности обучающихся среднего школьного возраста, а также основы формирования композиционного мышления у обучающихся средних классов на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова: композиционное мышление, обучающиеся среднего школьного возраста, основы формирования композиционного мышления у обучающихся.

Annotation. The article examines the concept of "compositional thinking", analyzes the main psychological and age characteristics of students of secondary school age, as well as the basics of the formation of compositional thinking among middle school students in art lessons.

Keywords: compositional thinking, students of secondary school age, the basics of forming compositional thinking in students.

Декоративно-прикладное искусство является связующим звеном между внутреʜним миром ребенка и окружающей его действительностью, оно помогает в познании им материального мира. Процесс формирования композиционного мышления у обучающихся среднего школьного возраста средствами декоративной композиции включает в себя множество компонентов, особенность которых обусловлена рядом психологических и возрастных особенностей, которые мы считаем целесообразным рассмотреть.

В первую очередь, необходимо понимать, что такое композиционное мышление. Композиционное мышление согласно О.Н. Чигинцевой, – это вид наглядно-образного мышления, которому характерен поиск решения организации элементов пространства (линии, пятна, фигур, точек и т.д.), подчиненные замыслу художника. Вместе с тем, автор акцентирует внимание на том, что композиционное мышление связано не только с процессом поиска композиция, но и с выбором наилучшего варианта композиционного мышления, где объекты относительно друг друга являются композиционными закономерностями [4].

Проблема развития композиционного мышления у обучающихся рассмотрена в трудах Л. С. Выготского. Психолог отмечает, что необходимо развивать у учащихся творческие способности, которые в процессе реализации художественной деятельности выступают как композиционные, так как в творческой деятельности учащие среднего школьного возраста руководствуются полученными знаниями в области композиционных законов, так как именно они позволяют создать различные комбинации из одних и тех же элементов, используя при этом разные средства композиции, что развивает творческие способности и композиционное мышление учащихся [1].

Опираясь на мнение Л.И. Панкратовой, композиционное мышление представляет собой реализацию какого-либо вида деятельности. Однако, автор отмечает, что важным условием формирования композиционного мышления выступает синтез нескольких видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического [3].

По С.А. Никитиной, композиционное мышление относится к художественно-образному типу мышления, но не является тождественным ему, поскольку композиционное мышление формируется при осуществлении художественной, познавательной и творческой деятельностей, которые нацелены на решение композиционных задач [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что композиционное мышление напрямую связано с несколькими видами мышления и формируется под влиянием их активизации, опирающуюся на практическую, творческую деятельность.

Процесс формирования композиционного мышления благополучнее проходит именно у учащихся среднего школьного возраста, поскольку именно в среднем школьном возрасте у обучающихся сформированы все виды мышления, в том числе композиционное.

У обучающихся среднего школьного возраста, в первую очередь, необходимо сформировать теоретическую базу, основанную на изучение основ композиции, ее организации, средств, приемов и закономерностей. Именно эти знания позволяют обучающимся развить аналитическое мышление, которое необходимо для композиционного, реализуемое в процессе анализа художественных произведений: поиск композиционных центров, поиск и определение характера ритмических отношений, анализ отношения цветов (поиск цветовых отношений, построенных на основе контраста или нюанса), а также в процессе решения заданий, направленных на анализ организации композиции (определение симметрии и асимметрии, активных и пассивных зон и т.п.).

Аналитическое мышление позволяет обучающимся среднего школьного возраста грамотно построить собственную композицию. Наряду с этим, в связи с еще одной психологической и возрастной особенностью обучающихся среднего школьного возраста, которая выражается критическим анализом к собственному результату художественной деятельности, обучающиеся способны определить достоинства и недостатки своей работы, обращая внимание на форму, детали, атмосферу, колорит и многое другое, что определяет единство структуры композиции, а значит, и формирует композиционное мышление.

Вместе с тем, следует отметить, что практический опыт в рамках построения и решения композиции активно формирует композиционное мышление, что обусловлено тем, что данной возрастной группе присуща тяга к практической деятельности, к открытию новых знаний, а также тяга к экспериментированию и исследованию. Исходя из этого, можно выявить, что решение композиции в среднем школьном возрасте отличается наибольшей креативностью, что также оказывает благоприятное влияние на формирование композиционного мышления.

Следует отметить, что наглядные средства обучения у обучающихся среднего школьного возраста (наличие репродукций картин, иллюстрации различных работ, реальные предметы искусства, быта, использование макетов и моделей) оказывают благоприятное воздействие на формирование композиционного мышления. Это связано с тем, что композиционное мышление относится к виду наглядно-образного мышления, следовательно, использование наглядных средств является важным компонентом. Однако, такая необходимость связана и с тем фактов, что на современном этапе развития технологий - большая часть информации визуализирована, а значит удобной формой постижения окружающего мира, информации выступает наглядность.

Формирование композиционного мышления школьников возможно поступательным способом посредством нескольких этапов: мотивация (развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства); формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания (при составление композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление); самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками (поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда); развитие эмоциональной сферы ребенка (получение радости от собственной творческой деятельности); создание продукта творческой деятельности.

Таким образом, для успешного формирования композиционного мышления у обучающихся среднего школьного необходимо учитывать психологические и возрастные особенности, использовать широкий спектр наглядного материала, формировать богатый запас теоретических знаний и использовать практические задания и упражнения, направленные на формирование композиционного мышления обучающихся.

Декоративное искусство развивает индивидуальность, нестандартность мышления, умение всматриваться, наблюдать и созидать. Синтез теории и практики позволяет развить композиционное мышление, композиционные навыки и умений учащихся.

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

2. Канащенкова, В.В. Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования: автореферат канд. психол. Наук [Текст] / Канащенкова Виктория Вячеславовна. - Иркутск, 2005. - 22 с.

3. Панкратова, Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования ВУЗа на занятиях изобразительным искусством: автореферат канд. пед. Наук [Текст] / Панкратова Людмила Ивановна. - Москва, 1998. - 24 с.

4. Чигинцева, О.Н. Пошаговое развитие композиционного мышления школьников на занятиях изобразительным искусством [Текст] / О.Н. Чигинцева// Искусство в школе. - 2007. -№1. - с. 19-22.